«Варяг может быть и бурятом, и чукчей»: репортаж «Ъ» о выборах Цыденова
Практически неконкурентные, по словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, выборы в Бурятии близятся к финалу. Почему хамбо-ламе придется «терпеть» Алексея Цыденова, как буряты пробовали говорить с ним на национальном языке и кто из губернаторов был «своим» для республики? Газета «Коммерсантъ» опубликовала 7 сентября репортаж из региона.
Бывший замминистра транспорта РФ, врио главы Бурятии Алексей Цыденов стал фаворитом кампании благодаря тому, что сильных соперников у него нет, но есть возможность демонстрировать поддержку Москвы, пишет издание.
После отказа избиркома зарегистрировать кандидатом сенатора от Иркутской области, первого секретаря рескома КПРФ Вячеслава Мархаева у Цыденова осталось два соперника: журналист Батодалай Багдаев («Коммунисты России»), которому Мархаев отказался дать мандат КПРФ в хурале, и переехавший из Подмосковья Сергей Дорош (ЛДПР), который работает в ГК «Метрополь» бизнесмена Михаила Слипенчука. Каждый из них «раскручивается»перед выборами в хурал 2018 года.
Тайга.инфо публикует фрагменты из репортажа корреспондента «Коммерсанта» Максима Иванова. Полная версия доступна на сайте газеты.
Алексей Цыденов пересадил чиновников на микроавтобусы, чтобы они оперативно помогали ему в поездках по Бурятии. Визит в Селенгинский район строят
Перед назначением Цыденова глава района не исключал своего выдвижения на праймериз «Единой России». В служебном микроавтобусе он сидит рядом с врио и выступает гидом: «Тут в 1776 году ушел в нирвану основатель буддизма в России, отсюда родом мой отец…» После чего неожиданно начинает читать молитву. Глава района разъясняет, что на этой дороге начинают барахлить машины: «По легендам, тут расстреливали лам. Иногда они нас наказывают». Тут же он показывает на расположенный в стороне Спасский собор, который строили на средства Екатерины II. «Там особая энергетика», — делится Цыбикжапов.
132689
Своим для региона был первый президент Бурятии Леонид Потапов, вспоминает глава Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН Борис Базаров. Депутат Госдумы от «Единой России» Николай Будуев, работавший в администрации Леонида Потапова, вспоминает, что тот успешно «опирался на бурят» во время выборов. Против него в качестве спойлеров шли бурятские политики, «причем он выбирал тех, кто больше пугает людей», и это помогало победить (в 1994, 1998, 2002 годах), говорит депутат. «Основную угрозу Потапову тогда представляли русские оппоненты, поэтому с ними он пытался расправиться в первую очередь, потому что понимал, что это „русская альтернатива“», — говорит Будуев.
В прошлом году Леонид Потапов рассказывал, что перед отставкой просил первого замглавы администрации президента (АП) Владислава Суркова, чтобы после него регионом руководил бурят: «Меня избрали на альтернативной основе, буряты тоже за меня были». По
Алексею Цыденову предстоит доказать, что он свой. Во время поездки в Курумканский район (около 65% населения — буряты) на встречах люди сначала пробовали задавать вопросы Алексею Цыденову на национальном языке, но его врио только начал учить. На нем главе придется приносить присягу. Ответ Цыденова на вопрос о национальной принадлежности поняли не все представители консервативной бурятской общественности: «Мой отец — бурят, мать — русская, я, соответственно, метис». «Нет нации „метис“, конечно, — говорит Борис Базаров. — Там, где Цыденов жил и воспитывался — Хабаровск, Москва, — никогда не возникало вопроса, как вести себя в национальном регионе. А здесь родство по отцовской линии, поэтому, конечно, он бурят. И воспринимается как бурят».
«По советскому паспорту я бурят, — уточняет „Ъ“ Алексей Цыденов. — Когда получал советский паспорт, там же ставили графу „национальность“, и когда шел в паспортный стол, то спросили, что вписать, я сказал: бурят». «Национальной проблематики нет, это раздувается в политических интересах, а на бытовом уровне я ее не чувствовал, — говорит он. — Я не чувствую на себе особого отношения с любой стороны: что с русской, что с бурятской, что с
132711
Глава Буддийской традиционной сангхи России
На самом деле
«Я у Цыденова ничего не прошу, я говорю: есть бурятский язык, есть номадные хозяйства, сможешь — помоги, но помешать ты не сможешь, — заявил „Ъ“
«Бурятский минимум», Максим Иванов, Улан-Удэ, газета «Коммерсантъ» №165 от 07.09.2017