«Варяг может быть и бурятом, и чукчей»: репортаж «Ъ» о выборах Цыденова

© egov-buryatia.ru. Алексей Цыденов (справа)
«Варяг может быть и бурятом, и чукчей»: репортаж «Ъ» о выборах Цыденова
07 Сен 2017, 03:52

Практически неконкурентные, по словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, выборы в Бурятии близятся к финалу. Почему хамбо-ламе придется «терпеть» Алексея Цыденова, как буряты пробовали говорить с ним на национальном языке и кто из губернаторов был «своим» для республики? Газета «Коммерсантъ» опубликовала 7 сентября репортаж из региона.

Бывший замминистра транспорта РФ, врио главы Бурятии Алексей Цыденов стал фаворитом кампании благодаря тому, что сильных соперников у него нет, но есть возможность демонстрировать поддержку Москвы, пишет издание.

После отказа избиркома зарегистрировать кандидатом сенатора от Иркутской области, первого секретаря рескома КПРФ Вячеслава Мархаева у Цыденова осталось два соперника: журналист Батодалай Багдаев («Коммунисты России»), которому Мархаев отказался дать мандат КПРФ в хурале, и переехавший из Подмосковья Сергей Дорош (ЛДПР), который работает в ГК «Метрополь» бизнесмена Михаила Слипенчука. Каждый из них «раскручивается»перед выборами в хурал 2018 года.

Тайга.инфо публикует фрагменты из репортажа корреспондента «Коммерсанта» Максима Иванова. Полная версия доступна на сайте газеты.

Алексей Цыденов пересадил чиновников на микроавтобусы, чтобы они оперативно помогали ему в поездках по Бурятии. Визит в Селенгинский район строят образцово-показательно: после общения с жителями врио завозят на запуск производства кумыса, на поле, где открывается фестиваль «малых сел». Делегации пытаются удивить врио закусками, а одна из девочек всех превосходит, рассказывая, что не нужны «Кипр, Таиланд и Ватикан», когда есть село Ардасан. За это глава Селенгинского района Вячеслав Цыбикжапов предложил отправить ее в лагерь. Кандидата, который никогда не жил в Бурятии, погружают в местную специфику.

Перед назначением Цыденова глава района не исключал своего выдвижения на праймериз «Единой России». В служебном микроавтобусе он сидит рядом с врио и выступает гидом: «Тут в 1776 году ушел в нирвану основатель буддизма в России, отсюда родом мой отец» После чего неожиданно начинает читать молитву. Глава района разъясняет, что на этой дороге начинают барахлить машины: «По легендам, тут расстреливали лам. Иногда они нас наказывают». Тут же он показывает на расположенный в стороне Спасский собор, который строили на средства Екатерины II. «Там особая энергетика», — делится Цыбикжапов.

132689

Своим для региона был первый президент Бурятии Леонид Потапов, вспоминает глава Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН Борис Базаров. Депутат Госдумы от «Единой России» Николай Будуев, работавший в администрации Леонида Потапова, вспоминает, что тот успешно «опирался на бурят» во время выборов. Против него в качестве спойлеров шли бурятские политики, «причем он выбирал тех, кто больше пугает людей», и это помогало победить (в 1994, 1998, 2002 годах), говорит депутат. «Основную угрозу Потапову тогда представляли русские оппоненты, поэтому с ними он пытался расправиться в первую очередь, потому что понимал, что это русская альтернатива», — говорит Будуев.

В прошлом году Леонид Потапов рассказывал, что перед отставкой просил первого замглавы администрации президента (АП) Владислава Суркова, чтобы после него регионом руководил бурят: «Меня избрали на альтернативной основе, буряты тоже за меня были». По экс-главе Вячеславу Наговицыну ударили митинги с национальной подоплекой. Его критиковали за назначение ректором Бурятского госуниверситета замминистра образования республики Николая Мошкина, университет якобы должны возглавлять национальные кадры. Это был лишь повод: на самом деле он сконцентрировал власть небольших групп, которые были допущены к нему, говорит господин Базаров, это вызывало раздражение. «Варяг может быть и бурятом, и чукчей. Главное, что он назначенец и может привести варягов», — говорит кандидат Батодалай Багдаев.

Алексею Цыденову предстоит доказать, что он свой. Во время поездки в Курумканский район (около 65% населения буряты) на встречах люди сначала пробовали задавать вопросы Алексею Цыденову на национальном языке, но его врио только начал учить. На нем главе придется приносить присягу. Ответ Цыденова на вопрос о национальной принадлежности поняли не все представители консервативной бурятской общественности: «Мой отец бурят, мать русская, я, соответственно, метис». «Нет нации метис, конечно, — говорит Борис Базаров. — Там, где Цыденов жил и воспитывался Хабаровск, Москва, — никогда не возникало вопроса, как вести себя в национальном регионе. А здесь родство по отцовской линии, поэтому, конечно, он бурят. И воспринимается как бурят».

«По советскому паспорту я бурят, — уточняет Ъ Алексей Цыденов. — Когда получал советский паспорт, там же ставили графу национальность, и когда шел в паспортный стол, то спросили, что вписать, я сказал: бурят». «Национальной проблематики нет, это раздувается в политических интересах, а на бытовом уровне я ее не чувствовал, — говорит он. — Я не чувствую на себе особого отношения с любой стороны: что с русской, что с бурятской, что с какой-то еще. Причем как в республике, так и в Москве. Люди искреннее либо с позитивом, либо с негативом, но всегда конкретные вещи обсуждают». К вопросу он относится философски: «У меня прабабушка черкеска с материнской стороны, а у моей жены бабушка еврейка, поэтому кто же мои дети? Потереть каждого татарин покажется. А если татарина потереть, кажется, бурят вылезет».

132711

Глава Буддийской традиционной сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев прошлых глав терпел «первые два года», после чего убеждался, что они «не стараются работать для людей», и прекращал общение. Алексей Цыденов через несколько дней после назначения встретился с ним и посетил Иволгинский дацан. Это была инициатива врио, говорит хамбо-лама: «Он же хочет стать главой, а не я». «Он на Крестный ход ходил еще. Ходил как православный. Он сразу сказал: я крещеный. Я говорю, ну, терпеть мне придется много тебя, — с улыбкой добавляет господин Аюшеев. — Этого метиса еще и крещеного».

На самом деле хамбо-лама налаживает контакт с руководством республики. «Наша задача Цыденову помочь. И наказывать, если он ошибается», — добавляет он. В конце августа он впервые посетил здание хурала и администрации республики. Там хамбо-лама презентовал словарь одного из диалектов бурятского языка и объявил, что работа по изданию серии словарей потребует 30 млн руб. в год. Врио заявил, что нужно сохранить «многообразие языка», пообещал поддержку, но не уточнил, выделит ли бюджет. Хамбо-лама всегда позиционируется как фигура федерального уровня, говорит депутат хурала единоросс Баир Цыренов: он постоянный участник президентских приемов, ведь с Владимиром Путиным он знаком еще с поездки в Чечню в начале 2000 года.

«Я у Цыденова ничего не прошу, я говорю: есть бурятский язык, есть номадные хозяйства, сможешь помоги, но помешать ты не сможешь, — заявил Ъ хамбо-лама. — Потому что ты не местный. У тебя опыта, ума не хватит мне помешать, потому что за мной народ идет, потому что идеи народу нравятся». Из-за плохой экономики «Цыденову никто три года не будет давать» на раскачку, уверен религиозный деятель: «Для молодежи у нас нет работы. Очень много людей у нас работает за пределами республики, в Корее работают, на северах работают». При этом у врио такая тактика, что «он нигде не дает обещаний». На вопрос «Ъ», будет ли он голосовать за Алексея Цыденова, хамбо-лама отвечает: «У нас, у буддистов, есть такое понятие, если ты не можешь помочь не мешай».

«Бурятский минимум», Максим Иванов, Улан-Удэ, газета «Коммерсантъ» №165 от 07.09.201707.09.2017





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года