«Лучше слышать мир»: инклюзивная лаборатория театра открылась в Новосибирске
Театральная школа «Инклюзион» для людей с особенностями здоровья провела пробные занятия в «Глобусе». Студии уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. За время двухдневной лаборатории участники попробовали свои силы в танцах, пластике, сценической речи и музыкальной импровизации. Зачем, узнала Тайга.инфо.
«У меня большая к вам просьба — сделать общее фото, зафиксировать, что мы здесь были», — приветствует гостей куратор «Инклюзиона», режиссер Полина Стружкова, а потом предлагает сделать «круг со звуком». Актеры берутся за руки и одновременно движутся к центру. Раскатистое «ааа» наполняет небольшой холл.
На занятии четверо участников с потерей зрения, двое с ментальными нарушениями и девушка с ДЦП.
«На языке глухих у каждого есть жестовое имя, которое приобретается в связи с внешними особенностями, хобби, привычками», — продолжает Полина. Участники по очереди представляются и показывают придуманные движения.
«Я Оля, люблю людей», — делает открытый жест рукой девушка в инвалидном кресле. Ольга Стволова, основатель театра «Особый тип» в Новосибирске, считает, что формирование доступной среды необходимо, и «Инклюзион» — важная ступень к этому: «В группах люди учатся быть партнерами, и никто не ставит себя выше другого. При таком взаимодействии становится понятно, что какое-то упражнение у человека с ДЦП может получиться даже лучше, чем у актера без особенностей. Когда вы с собеседником одного уровня здоровья, мыслей о том, как его не обидеть, сделать неловкое движение, просто нет. А тут приходится все объяснять, стараться быть более понятным партнеру».
В следующем задании нужно менять локацию через определенное время, останавливаться и «накапливать впечатления». Овчарка-поводырь Дейза, кажется, тоже участвует: послушно перемещается, ложится на пол и слушает комнату.
Потом композитор Роман Столяр объединяет всех в круг, и гостевая «Глобуса» вновь сливается в многоголосьи: «Давайте почувствуем физическую вибрацию и достанем голосом до стоп. Это непростая задача. Но раскрою маленький секрет: все зависит от того, куда вы направляете звук».
Столяр объясняет, что в дальнейшем с актерами «Инклюзиона» разберет параметрическую импровизацию, голосовые техники, направленные на звукоизвлечение, построит структурные композиции: «Самое главное для людей — не бояться звуков, потому что существуют некие штампы, стереотипы, которые мы не можем преодолеть, а эти занятия направлены на их разрушение».
После упражнений для голоса и перерыва ожидалась танцевальная часть. Педагог студии «Пластилин» Яна Ерофеева просит участников выпустить «внутреннего ребенка»: «Танец — это не про снятие ответственности. Он про состояние, когда все равно, что подумают окружающие, ты просто получаешь кайф от того, что делаешь. Простая детская веселость — одна из самых лучших субмодальностей, один из самых верных способов избавиться от напряжения, негатива, агрессии».
Полина Стружкова считает, что театр — инструмент терапии и поиск новых художественных форм: «Он расширяет социальный круг, дает пространство для выражения. Например, в питерском „Инклюзионе“ на занятие пришли сразу шесть пенсионерок с нарушением зрения и слуха, и с ними можно спокойно начинать документальные пьесы. Там такая жизнь, такие истории! С новосибирскими актерами мы создадим несколько эскизов, выберем наиболее удачный и продолжим его до спектакля».
Начало театру положил фонд поддержки слепоглухих «Со-единение». В Новосибирске проект курирует фонд «Искусство, наука, спорт» Алишера Усманова. В дальнейшем проект переедет из «Глобуса» в отдельное помещение.
«Мы надеемся сотрудничать с „Глобусом“, но не как с площадкой для школы», — объясняет Полина.
Когда первые занятия заканчиваются, участники не торопятся уходить и еще долго расспрашивают педагогов.
«Ребята с особенностями не отщепенцы, а конкретные люди с обычной жизнью, — делится с Тайгой.инфо Ольга Стволова, — благодаря такому взаимодействию мы все становимся внимательнее, глубже и начинаем лучше слышать мир».
Текст: Ирина Беляева
Фото: Кирилл Канин