«Колино сочинение»: спектакль на стихи ребенка с синдромом Дауна увидели новосибирцы
Спектакль «Колино сочинение» о жизни мальчика с синдромом Дауна, основанный на его стихах, показали на Рождественском фестивале в Новосибирске. Кукольная постановка стала поводом для серьезного публичного разговора о социальном театре в России. Кто его делает и для кого — Тайга.инфо приводит мнения экспертов Сибири и Санкт-Петербурга
Рождественский фестиваль искусств представил новосибирцам спектакль «Колино сочинение» — кукольную постановку продюсерского центра «КонтАрт» (Санкт-Петербург), дважды ставшую лауреатом «Золотой маски-2017». В ходе публичного обсуждения социальных театральных проектов, продюсер «Колиного сочинения» и координатор школы «Инклюзион» в Санкт-Петербурге Юля Поцелуева рассказала новосибирцам, что идея спектакля появилась у режиссера Яны Туминой после прочтения книги «Мой сын даун» Сергея Голышева, которую он написал о своем сыне Коле.
«Коля же в очень раннем возрасте стал сочинять стихи и истории, и его родители эти истории записывали, они вошли к нижку. Когда Яна ее прочитала, она почувствовала, как говорят в театре, ожог от того, насколько это сильные произведения, а не от того, что они написаны ребенком с синдромом Дауна, — отметила Поцелуева. — Там есть стихотворение о том, как маленький Коля путешествует на планету, где живет девочка Варя. Коля очень много рассказывал о Варе, и его папа Сергей в какой-то момент пошел в детский сад, чтобы узнать, что это за девочка. Выяснилось, что такой девочки нет — Коля ее сочинил. Эта история легла в основу спектакля».
Сама Яна Тумина не смогла приехать на Рождественский фестиваль, но замысел спектакля объяснила в интервью арт-журналу «Около»: «Хотелось сделать хороший, пронзительный спектакль о любви, совсем не связывая это с тем, что главный герой и автор — особый ребенок. Но есть и другой важный момент, более личный, мне, безусловно, необходимо рассказать, что эти дети, которых мы считаем обделенными, обладают необыкновенной чувствительной душой. Их мир наполнен и красив. У Коли, благодаря его одаренности, есть возможность нам открыть глаза на мир людей, которые другие».
Социальная драма в «Колином сочинении» мастерски упакована в захватывающую форму: в спектакле много оригинальной музыки и видеопроекций, анимации и графики, а артисты, играющие маму и папу Коли, — органичные документальные герои в пространстве нежной сказки, сочиненной Колей.
Актер Александр Балсанов (в спектакле папа Коли) — сам отец сына с синдромом Дауна. «Когда сын родился, было тяжело. В роддоме говорили: „Зачем тебе такой ребенок, сдайте в дом малютки“ — как будто это вещь, — вспомнил он. — Но когда живешь с такими людьми, понимаешь, какой у них прекрасный мир. И этим хочется поделиться со всеми».
Участники дискуссии поделились также своим опытом работы с социально уязвимыми людьми, показав, что театр может как рассказывать о них, так и делать активными участниками действия.
Основатель интеграционной театральной студии «Особенный тип» Ольга Стволова рассказала, как они выпускают свои спектакли, в которых задействованы и люди с особенностями здоровья, а также профессиональные театральные режиссеры, актеры, танцовщики и музыканты. «Мы стремимся создавать постановки, которые будут серьезным художественным высказыванием», — заявила она, объясняя, почему студия проводит кастинг среди потенциальных участников, а не берет всех подряд.
Режиссер Анна Зиновьева добавила, что из желания, чтобы «театр перестал замыкаться в своей коробке и внедрялся в жизнь» рождаются такие проекты, как школа «Инклюзион», который она курирует в Новосибирске.
«По нашей высшей идее, в школе должны сосуществовать люди с ментальными и физическими особенностями и рядом с ними — профессиональные театральные люди. Здесь должны соединиться мощно две вещи: люди с особенностями часто обладают богатыми внутренними возможностями, а профессионалы владеют профессией. Когда они соединяются, получается термоядерная реакция, — объяснила она. — В стартовой лаборатории мы уже попробовали собрать нашу будущую труппу, нам понравилось, группа стабильна. Первый этап пройден, мы смотрим, какой художественный язык вообще возможен, потому что учить ребят по Станиславскому оказалось скучно и нам, и им. В апреле мы должны показать четыре эскиза, а в сентябре — один спектакль».
Социальные проекты в театре несколько лет подряд становятся номинантами и лауреатами «Золотой маски». За спектакли, вовлекающие как зрителей, так и артистов с особенностями здоровья и восприятия, берутся известные режиссеры и большие театры, например, БДТ им. Товстоногова и Борис Павлович в Санкт-Петербурге. Но методики работы в этом направлении в России не отточены и не собраны в специальные обучающие курсы, поделились участники обсуждения.
«В системе образования все зависит от образовательных задач, — рассказал главный режиссер „Глобуса“ Алексей Крикливый. — Я бы хотел, чтобы студенты нашего театрального института не замыкались в коробочке, а ловили широкое представление о мире, но не уверен, что в вузах есть специальные курсы социального театра. Мне кажется, это вещь очень индивидуальная. Возможно, этот вопрос связан не столько с образованием, сколько с воспитанием человека».
Юля Поцелуева добавила, что, несмотря на кажущееся многообразие социального театра в России, «сейчас наработан еще очень тоненький слой, не хватает методики, мало людей». «Когда этого станет больше — можно будет обобщать, а внедрить это в систему образования — еще более долгий процесс», — заключила продюсер.
Другая проблема — деньги. Далеко не все большие государственные театры готовы включаться в инклюзивные проекты, часто рассчитывать приходится только на гранты, помощь благотворительных фондов (в частности «Инклюзион» поддерживает фонд «Со-единение») или, как в случае с «Колиным сочинением», краудфандинг.
«Но главное все равно не деньги достать, — завершил обсуждение артист Александр Балсанов. — Главное, что ты хочешь сделать, чем ты хочешь поделиться. Шесть лет назад я приходил на детскую площадку, и от нас с сыном разбегались другие мамы с детьми, будто от заразы. После такого хочется представить всем — на сцене или на другой площадке — этого особенного человека и его особенный мир. И люди начинают его принимать».
Подготовила Маргарита Логинова
Фото Виктора Дмитриева