«Независимая газета»: Байкал хотят зажать в метровых тисках

© baikal-zapovednik.ru/В.Сутула
«Независимая газета»: Байкал хотят зажать в метровых тисках
22 Дек 2017, 09:41

Ужесточать диапазон колебаний уровня озера было бы непродуманным и необоснованным решением, считают ученые.

#CпасиБайкал перепечатывает материал «Независимой газеты» от 21 декабря 2017 года. 

Общественники выступают против проекта постановления правительства РФ, которое разрешит Росводресурсам регулировать уровень озера Байкал в зависимости от условий водности. Они считают «охранительным» для экосистемы озера метровый диапазон колебаний – между 456 и 457 м Тихоокеанской системы высот (ТО), который был утвержден в 2001 году. За громкими протестами экологов почти не слышны голоса ученых. А наука между тем уверена, что зажимать призму Байкала в пределах 1 м – не самое лучшее поведение. Тем более что природа уже доказала, что выполнять постановления российского кабмина не собирается – с 2014 года на Байкале наблюдается экстремальное маловодье.

Метровый диапазон возможных колебаний уровня Байкала правительством РФ был утвержден в 2001 году в постановлении № 234. Это позволило жестко ограничить возможности работы Иркутской ГЭС – основного в руках государства регулятора Байкала. Пока на озере с водностью ничего необычного не происходило, чиновники могли гордиться тем, что управляют природой. Но с 2014 года на Байкале установилось экстремальное маловодье – приток воды в Братское, Усть-Илимское и Богучанское водохранилища составил 65–67% нормы, в Иркутское – 61%. Пришлось вводить и ограничения по осадке судов, а с ноября 2014 по май 2015 года – и режим ЧС на территории Иркутской области и Бурятии.

В этих условиях правительство РФ дважды (в 2015 и 2016 годах) было вынуждено принимать «временные» постановления, которые разрешали срабатывать Байкал ниже 456 м ТО. Последнее – за № 626 – было утверждено Дмитрием Медведевым в 2016 году сроком на два года. Если сейчас ничего не сделать, то по закону с 1 января колебания Байкала снова будут зажаты в пределах 1 м. Поэтому Минприроды РФ аврально предложило очередное временное решение – новый проект постановления, который даст Росводресурсам право в маловодные годы срабатывать озеро до 455,54 м ТО, а в многоводье – форсировать до 457,85 м. Этот документ предлагается утвердить сроком до 2021 года. «Отметка 455,54 м в новом постановлении появилась не случайно – это так называемый уровень мертвого объема водохранилища Иркутской ГЭС, который был принят за нижнюю границу регулирования еще до выхода постановления № 234. В конце 70-х – начале 80-х Байкал уже срабатывали и ниже этой отметки. И, оборачиваясь назад, мы можем утверждать, что никаких заметных экологических проблем это не принесло», – отмечает Валерий Синюкович, старший научный сотрудник лаборатории гидрологии и гидрофизики Лимнологического института Сибирского отделения (СО) РАН.

Но общественники – «Гринпис России», «Реки без границ» и другие – выступили единым фронтом против. Причем критикуют они в большей степени не правительство и не Минприроды РФ, а Иркутскую ГЭС, которая якобы «сливает» Байкал в интересах жадных гидроэнергетиков. И гробит таким образом хрупкую экосистему озера. Климатические факторы, технические особенности ГЭС, правовые режимы их работы – все это, естественно, в расчет не берется. А точнее, сознательно игнорируется. К тому же En+ Group (которой и принадлежит Иркутская ГЭС) только что успешно разместилась на Лондонской бирже. Почему бы не потребовать ответа за воздействие на Байкал, а заодно – и денег на большую экологическую оценку правил регулирования озера? Тем более что такая рекомендация содержится в резолюциях ЮНЕСКО – Байкал является объектом всемирного природного наследия. А пока, дескать, хватит потакать олигархам – экосистеме нужен один метр, иначе она погибнет.

«Вот уже три года Иркутская станция работает на минимальных пропусках 1300–1250 куб. м в секунду, а уровень озера все равно понижается. Это реальность, с которой никто ничего поделать не может», – подчеркивает академик РАН Игорь Бычков, напоминая, что интересы энергетики давно задвинуты в долгий ящик – станция, по сути, обеспечивает лишь санитарные режимы. Минимум в этом году был зафиксирован в период с 15 по 21 апреля на отметке 455,9 м ТО, на уровень в 456 м Байкал вернулся только 25 мая. И это несмотря на то, что режим работы Иркутского гидроузла с минимальными сбросами не менялся, хотя сделано это было явно в ущерб выработке электроэнергии «с целью восстановления среднемноголетних уровней». По оценкам Росводресурсов, ниже 456 м ТО Байкал опустится уже к Новому году. А к 1 мая 2018 года, прогнозируют специалисты Института систем энергетики им. Мелентьева СО РАН, уровень озера может упасть до отметок 455,65–455,75 м ТО.

Чтобы остаться в метровом диапазоне в этих условиях, сбросы на ГЭС нужно сократить до 1000 куб. м в секунду, но это чревато ЧС в городах Иркутской области, расположенных в нижнем бьефе станции. Там оголятся водозаборы, и люди в морозы останутся без воды и тепла. Экологи требуют, чтобы водозаборы были углублены, но на это нужны время и средства (цена вопроса – более 1 млрд руб., и это только для объектов в Ангарске). Как бы там ни было, никто из общественников не дает ответа на вопрос: что делать здесь и сейчас? И чем так хорош и естественен для озера тот самый метровый диапазон, если до постройки Иркутской ГЭС колебания Байкала достигали 2,17 м?

«Первые 14 лет постановление № 234 и существующая водность подходили друг другу, и метровый диапазон выдерживался. Но насколько это было благоприятным для экосистемы озера, сказать трудно. По устоявшейся практике воздействие зарегулированных режимов на экосистемы водных объектов оценивают исходя из того, насколько оно расходится с естественным режимом. Аксиома: жизнь в водоеме приспособилась к естественным условиям и потому в нем существует, выход за пределы сложившихся колебаний может привести к негативным последствиям для нее. Естественный диапазон для Байкала составляет порядка двух метров. А его уменьшили в два раза. Скорее всего большой пользы в этом нет. В частности, от некоторых гидрологов можно услышать, что более широкий диапазон колебаний улучшает водообмен в отдельных заливах, застойных зонах и в водоеме в целом. Если водообмен замедляется, то ускоряются процессы, подобные эвтрофикации, разрастанию элодеи канадской, заболачиванию», – говорит по этому поводу Валерий Синюкович. И добавляет: «Каждый раз, когда обсуждается ситуация с уровнем, мы призываем, чтобы диапазон колебаний был как можно ближе к естественному, то есть около двух метров. Один метр – это мало».

«Очень неглупые люди, которые много лет назад спроектировали Ангарский каскад ГЭС, предусмотрели диапазон регулирования в 1,96 м, близкий к естественному. Это лишний раз доказывает неэффективность и неразумность решения об использовании метрового диапазона», – добавляет Вячеслав Никитин, заведующий лабораторией гидроэнергетики и водохозяйственных систем Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (Иркутск). В то же время ученые считают, что правительству РФ пора бы признать ошибку и перестать пытаться руководить природой. А вместо этого, например, разработать новые Правила использования водных ресурсов (ПИВР) для Ангары и Байкала. Тем более что еще в 1987 году такие ПИВРы даже были утверждены, но с тех пор, понятное дело, сильно устарели. «Вопрос надежности энергосистемы и гарантированной отдачи – это вопрос, решаемый чисто техническими средствами, исходя из наличных водных ресурсов и требований потребителей. Постановление правительства РФ от 2001 года, если мы вернемся к нему снова, такого не обеспечит, особенно в метровом диапазоне. В экстремально маловодные годы необходимо иметь возможность срабатывать до 455,54 м, в экстремально многоводные годы – форсировать уровень до 457,8 м. То же самое было написано в ПИВРах от 1987 года, только там верхний максимум стоял еще выше – 458,02 м. В идеале нужно запустить процесс переработки Правил в соответствии с наличными водными ресурсами – они с 1987 года, мягко говоря, несколько устарели, – но сопроводить этот документ требованиями управления с точки зрения максимального приближения к экологически щадящему режиму колебания уровня Байкала», – говорит заведующий лабораторией моделирования поверхностных вод Института водных проблем РАН (Москва) Михаил Болгов.

«Это не получится сделать быстро, в США и Канаде над правилами для Великих озер работали 12 лет, и еще 13 лет этот документ отрабатывали. Правила для того и пишутся, чтобы Енисейское бассейновое водное управление, сидя в Красноярске, управляло пропуском и имело набор рекомендаций на все, в том числе и экстремальные, случаи. А то сегодня они вышли на эту «полку» – 1300 куб. м в секунду через створ Иркутской ГЭС – и все, тупик. Правила нужно разрабатывать с учетом всех обстоятельств, в том числе и маловодья на Селенге, и вероятности строительства монгольских ГЭС», – добавляет по этому поводу Игорь Бычков.     

Глеб Тукалин/«Независимая газета», 21 декабря 2017





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года