Кандидат для своих
Чтобы привлечь интерес избирателей к предсказуемой президентской кампании, Кремль выпустил на сцену актеров всех амплуа — от женщины-вамп Ксении Собчак до «красного директора» и раскаявшегося единоросса Павла Грудинина. Представитель КПРФ чуть было не нарушил сценарий распределения голосов, но быстро вернулся к ядерному электорату партии. Последствия его выдвижения мы будем разгребать еще долго.
Зачем Кремлю и Зюганову нужно было выдвигать Грудинина, побывавшего 13 февраля в Новосибирске, — задача, решение которой не требует значительных аналитических способностей. Председатель Ц К КПРФ не хотел проигрывать Жириновскому (раз), надеялся оттянуть обсуждение вопроса о своем преемнике (два) и пытался не усилить одну из группировок в своем окружении (три). Кремль с помощью свежего лица рассчитывал оживить интригу и привести побольше людей к избирательным участкам, чтобы легитимизировать итоги выборов.
В этих же целях зарегистрировали как никогда много кандидатов — для разных аудиторий. Бизнесменам полагается Борис Титов, интеллигенции — Григорий Явлинский, работягам — Владимир Жириновский, рассерженным горожанам средних лет — Ксения Собчак. Грудинин первыми своими выступлениями так расстроил кураторов, что они дали «зеленый свет» двум его спойлерам — Максиму Сурайкину и Сергею Бабурину. Хоть по проценту, но оттянут.
Заступив «на новенького», директор «совхоза» (в кавычках, потому что совхоз это только в названии) по выращиванию земляники для зажиточных москвичей произвел на многих впечатление современного и неортодоксального коммуниста. Не все обратили внимание, что в партии он не состоит, много лет служил депутатом от «Единой России» и даже был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина. Все это нормально для отечественной партийной системы, где значение имеют не твои взгляды, а клановые и финансовые интересы.
Грудинин в первые дни обаял и либеральную публику, и избирателей левых взглядов, не любящих КПРФ. Социализм «с человеческим лицом» и способ насолить власти — появлялись разные мотивы для голосования. В партии же его выдвижение восприняли не так однозначно. Да, на съезде все прошло гладко, но накануне члены ЦК были не так единодушны. Иркутский губернатор Сергей Левченко и его орловский коллега Андрей Клычков высказали опасение, что избиратели Грудинина не поймут.
«Если рассматривать выдвижение любого другого кандидата, кроме Геннадия Зюганова, то речь пойдет о неизбежном пересмотре всей концепции избирательной кампании. Об изменении позиционирования и партии и кандидата», — заявил Клычков. По его мнению, Зюганов — «это высокая узнаваемость, акцент на интеллигенцию, людей, которые умеют слышать и читать». Трудно согласиться с молодым коммунистом в оценках, но для ядерного электората опасения, видимо, звучали здраво.
Кандидат в президенты быстро доказал, что губернатор Орловской области был не прав. Поворотным моментом стало интервью Юрию Дудю. Из него стало понятно, что Грудинин — типичный россиянин. У него нет устоявшихся взглядов, он уважает власть и склонен оправдывать Сталина.
Многие годы сталинизм был приютом убогоньких и служивых, но все равно бюсты Дзержинского раскупались лучше
«Иосиф Сталин — лучший лидер за последние сто лет, он поднял экономику, образование и восстановил страну после войны. Да, был ГУЛАГ, но мой отец благодаря Сталину получил образование, квартиру и хорошо зарабатывал. Даже если были „непопулярные решения“, главное — результат. При Сталине я был бы Героем Социалистического Труда. А комедия про Сталина — издевательство над историей», — таков вкратце спич кандидата.
О президенте: «Владимир Путин не может быть виноват во всех бедах. Оппозиция, в том числе КПРФ, не обязана критиковать именно его». Потом еще была Украина — нужно признавать независимость сепаратистов из Донецка и Луганска. После этого все вопросы отпали. Осознанно ли Грудинин отрезал от себя всю «протестующую улицу» и думающих людей, или он правда считает, что так и надо вести кампанию? Вопрос, который нужно было задавать лично.
Мотивы выдвиженца коммунистов не так очевидны, но примерно понятны. Он признавался, что предложение Зюганова стало для него сюрпризом. Но отказываться не стал. Много лет он пытался добиться административных постов в Подмосковье, на фоне слухов вокруг губернатора Андрея Воробьева Грудинин, видимо, придумал себе его кресло. Но это требует определенного самоотречения. Поэтому, наверное, кампания покатилась в более привычном для КПРФ русле. Для тех, кто верит, что США и Китай мечтают Россию захватить. Для тоскующих по пустым прилавкам в СССР. Для обманывающих себя «порядком» при Сталине.
«Выволочка» на центральных каналах (чушь о зарубежных счетах и вот это всё) была рассчитана на сторонников КПРФ, а не на оппозиционную аудиторию. Не думаю, что они массово проигнорируют голосование. Придут, конечно, ставить крестик на партийной строчке. Сколько там процентов она получила на выборах Госдумы? И можно было бы сказать, что очередной безвредный кандидат выполнил установку политического блока АП. Но последствия его выступлений могут оказаться гораздо серьезней, чем кажется.
«Поднял экономику» (уничтожив крестьянство как класс), «да, был ГУЛАГ», «главное — результат» — это оправдание режима палача разошлось в миллионных копиях. Многие годы сталинизм был приютом убогоньких и служивых, но все равно бюсты Дзержинского раскупались лучше. Высшее руководство страны никогда не высказывалось о Сталине позитивно, но и не противодействовало увековечиванию его имени. С подачи Грудинина имя худшего правителя России XX века (наряду с Николаем II) звучит не только в газетах и на телевидении, но и из ютьюбов родившихся после распада СССР. Не получившие прививки талонов и очередей, они могут принять всё за чистую монету. И это надолго.
Евгений Мездриков