«Дети лежали заброшенные»: зачем нужны няни в больницах
Ни врачи, ни медсестры не обязаны заботиться о сиротах, лежащих в больнице в одиночестве — на это у них нет ни сил, ни времени. Дети без внимания взрослых не только плачут от страха и тоски, но и хуже выздоравливают. Их жизнь в новосибирских больницах изменилась с появлением больничных нянь. Сколько стоит работа няни и тяжела ли она, выяснила Тайга.инфо.
Годовалая девочка жмется к груди няни и висит на ней, как тряпочка. Девочка худенькая, няня — большая и теплая, еще неделю назад незнакомая, а теперь совсем родная. Если бы не няня, лежать в больнице одной было бы невыносимо: жар, горькие лекарства, никого близкого рядом — как тут выздоровеешь.
«Как у вас спина выдерживает», — спрашиваю я, вспоминая, как хотелось вытащить из себя позвоночник после первого года жизни сына. «Ой, да нормально, — отмахивается няня. — Это даже хорошо, когда ребенка можно взять на ручки, и он успокаивается. Некоторые не идут на руки и плачут, и плачут».
Девять лет назад никаких нянь в детских больницах Новосибирска не было, и дети-отказники из роддомов, а также заболевшие дети, поступающие из сиротских учреждений, лежали в палатах совсем одни. Врачи должны лечить, средний медперсонал тоже занят делом, и на человеческую заботу и игру с детьми времени у них не было и нет. Детей кормили, по мере сил мыли, давали им лекарства, но утешить их, успокоить, обнять было некому.
«Все психологи об этом говорят: когда у ребенка вырабатывается гормон стресса кортизол, ему очень сложно выздороветь, он чаще заболевает еще больше»
Фонд «Солнечный город» озаботился этим первым, договорился с новосибирскими больницами и сделал там специальные палаты для сирот, чтобы они болели в более приспособленных для детей условиях, а также взял на работу нянь, которые присматривали бы за ними.
«Несколько лет назад постановление
«Мы попали в палату с девочкой-отказницей, она была вся прозрачная, с безумными опрелостями»
Жанна Исакова работает больничной няней уже лет восемь. Начинала в третьей инфекционной больнице на улице Союза молодежи, теперь — в детской городской клинической больнице № 3. Сейчас в небольшом отделении для сирот на Жанну и ее напарницу приходится семь детей, но может быть и семнадцать — тогда рук, конечно, не хватает, но обычно они справляются.
«Я сама когда-то давно попала в больницу со своим ребенком, и там сироты лежали всеми забытые. Мы попали в палату с девочкой-отказницей, она была вся прозрачная, все время описанная, с безумными опрелостями. А сейчас у детишек есть предметы быта, игрушки и мы, — говорит Жанна. — Когда-то я работала воспитателем в ясельной группе детского сада, потом сменила много профессий. Однажды подруга спросила, не хочу ли я попробовать побыть няней. А у меня о детском садике остались воспоминания как о самой лучшей работе, и я согласилась. Мне очень работа нравится. Эти дети, изъятые из пьяных драк, сироты, им много в жизни досталось плохого, и дарить им позитив — это счастье».
Вокруг Жанны как волчок крутится пятилетний Костя (имена детей изменены — прим. Тайги.инфо), ставит ей уколы, надувает шарики, лопает их, ездит на машинке. Словом, Костя ведет себя так, как и должен вести себя обычный ребенок, когда не спит. Если бы не няни, Костя и его младшие соседи по блоку просто лежали бы в своих койках с высокими бортиками целями днями и смотрели в потолок или раскачивались бы в кроватках, держась за прутья. Рыдали бы от страха или скуки.
«Раньше дети были забыты по палатам. С ними была только младшая медсестра, а ее функции — накормить, помыть, в общем, минимальный уход, ей не до игр и ласки, — объясняет Жанна, одной рукой надувая шарик Косте, а другой прижимая к себе восьмимесячного Сашу, у которого режутся зубы, и поэтому он не слазит с рук. — Если ребеночек в печали поступил, он будет плакать круглосуточно. А мы с ним поиграли, поговорили, дали игрушечку, приласкали, — и вот он уже в меньшем стрессе, и перемена в его жизни не настолько резкая».
«Если ребеночек в печали поступил, он будет плакать круглосуточно»
Иногда няни приглядывают за детьми, мамы которых вынуждены уйти из больницы по делам — на родительских и «ничейных» няни не делят. Впрочем, «ничейные» — тоже далеко не всегда круглые сироты: у многих есть родители, просто масштабы социального сиротства в России ужасны, а причины разнообразны. Например, Сашу забрала из семьи полиция, приехавшая на вызов о пьяной драке и обнаружившая ползающего по полу холодного и голодного ребенка. Теперь маме придется побегать за справками, чтобы забрать Сашу домой, если она, конечно, захочет.
О непутевых родителях и своем отношении к ним Жанна говорит сдержанно: «Что мы о них думаем, это отдельная тема. Конечно, есть разные ситуации, и некоторые вынуждены оставить детей одних, а потом звонят каждый час и забирают сразу, как ребенок более или менее выздоравливает. Сейчас у нас тут есть девочка, ей девять месяцев и она одна — мама не смогла с ней лечь, потому что у нее еще дети. Или однажды к нам попал мальчик Леша, такой позитивный, классный… Он был семейный, но родители его из больницы просто не забрали».
Самой страшной историей она считает случай с девочкой Аней, которая выпала из окна шестого этажа по недосмотру, ее парализовало, и родители написали отказ. Жанна ухаживала за Аней в больнице, а через несколько лет увидела уже прошедшую реабилитацию девочку в базе на усыновление — у нее на фото были «очень взрослые глаза».
За 2017 год через руки больничных нянь в Новосибирске прошло 807 детей. Чтобы няни не выгорали и отдыхали, «Солнечный город» проводит с ними психологические тренинги. Например, няням рассказывали, как заботиться о детях с уважением и не расценивать их лишь как объекты для приложения своей заботы. «Обычно ровно относишься к ребятишкам, но бывает такие дети, что просто чума, привязываешься к ним, — признается Жанна, но добавляет, что чувствует себя в качестве няни прекрасно. — Это лучшая работа на свете».
11 апреля детский благотворительный фонд «Солнечный город» при поддержке коммуникационного агентства АГТ-Сибирь и фондов-партнеров в третий раз проводит благотворительную акцию «День заботы за день работы». Суть акции в том, что ее участники один день в году жертвуют стоимость нескольких своих рабочих часов на заботу о малышах из детских домов. В этом году — на оплату нянь для сирот в больницах.
Час работы няни стоит всего 140 рублей. В 2018 году, в честь своего трехлетия, акция выходит за пределы Новосибирска. В этом году организаторы планируют собрать достаточно денег, чтобы оплатить работу нянь еще и в Барнауле, Екатеринбурга, Красноярске, Калининграде, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Томске и Уфе. 8 165 000 рублей достаточно, чтобы целый год в больницах этих регионов не было ни одного одинокого ребенка-пациента.
11 апреля на сайте деньзаботы.рф будет работать специальный калькулятор, на котором можно посчитать стоимость своего рабочего часа, определить, сколько часов вы готовы пожертвовать, и перевести соответствующую сумму. Пожертвование можно сделать и через специальное приложение вКонтакте. Ссылка на него будет опубликована в группе фонда «Солнечный город».
«Мы хотим собрать большую сумму, но это не значит, что ждем больших пожертвований от каждого, — заявила директор „Солнечного города“ Марина Аксенова. — Сила акции в массовости: даже из из маленьких переводов собирается большая сумма, которая позволяет решить серьезную проблему».
Текст: Маргарита Логинова
Фото: Вера Сальницкая