Болтенко открыла двери Локтю: как «убивали» второй тур выборов мэра
Единороссы привели в 2014 году коммуниста Анатолия Локтя к власти в Новосибирске. Накануне новых выборов СМИ и «общественники» пытаются вбрасывать тему о возвращении второго тура, считая, что это ухудшит перспективы переизбрания мэра. Тайга.инфо вспоминает, кто и зачем изменил порядок голосования, какую роль в этом сыграла экс-спикер горсовета Надежда Болтенко и почему КПРФ с «Единой Россией» может быть выгодно вернуться к прежней схеме.
Надежды юношей питают
Летом 2013-го Надежда Болтенко, председатель горсовета Новосибирска и близкий политический друг мэра Владимира Городецкого, придумала, как обеспечить его переизбрание в следующем году. Ситуация была напряженной — как в отношениях с губернатором Василием Юрченко, так и во внутриполитической повестке, где элита разбилась на два лагеря: одни были лояльны главе региона, другие — полпреду Виктору Толоконскому. Это напоминало 2004 год. Тогда мэр не смог одолеть в первом туре медиамагната Якова Лондона, и пришлось подключать все возможные ресурсы, чтобы раскол в элитах и очевидное протестное голосование не привели к потере власти. А в 2011-м второй тур был использован оппозицией в Бердске и Оби, чтобы победить «ЕР».
Вспомним историю:
До 2013-го выборы главы Новосибирска предусматривали необходимость второго тура, если в первом ни один из кандидатов не набирает больше 50% голосов. Однако использовалась эта норма лишь однажды. В 2001 году Владимир Городецкий набрал 52% при 13,9% у ближайшего соперника Георгия Глебова (при явке 62,31%), в 2009-м — без труда одолел трех, по факту, технических кандидатов (каждый из которых набрал не больше 9%), получив поддержку 73,22% избирателей, пришедших на участки (явка составила 48,94%).
Только в 2004 году новосибирский мэр столкнулся с ожесточенным сопротивлением медиамагната Якова Лондона, и понадобилась вторая попытка для определения победителя. В первом туре Городецкий взял 42,21%, Лондон — 24%, предприниматель Сергей Кибирев — 13,85%. Во втором туре Кибирев поддержал Лондона, и они объединили усилия, но победить не смогли: действующий мэр набрал почти 59%, а его оппонент — 28,88%. Тем не менее, ради этого результата штабу Владимира Городецкого пришлось мобилизовать все ресурсы, лишив Лондона возможности проводить встречи и появляться в СМИ, не входящих в его медиаимперию. Виктор Толоконский, бывший тогда губернатором Новосибирской области, отправил на помощь в штаб градоначальника двух заместителей — Алексея Беспаликова и Михаила Жиганова.
Выход Надежда Болтенко нашла быстро. И был он прост. Нужно отменить второй тур выборов. Уж в первом-то власть как-нибудь сумеет сконцентрировать ресурсы и победить любого соперника, не доводя до смуты. Как руководитель фракции «ЕР» в горсовете, Надежда Болтенко предложила изменить устав Новосибирска. Теперь было бы достаточно набрать в первом туре простое большинство голосов, чтобы победить.
113561
Еще цитата из Тайги.инфо 2013 года:
Меняя устав, политические партнеры Владимира Городецкого, который является наиболее вероятным кандидатом от «ЕР» на выборах мэра в 2014 году, предлагают ему страховку на случай внезапного появления сильного конкурента из «Гражданской платформы», единого кандидата от левых сил, и, например, иногороднего блогера или общественного активиста. Немногочисленная коммунистическая оппозиция в горсовете (многие годы не выставлявшая мэру соперников) не сможет противостоять принятию поправок (но может устроить скандал или бойкот), поэтому ей остается надеяться только на фронду в стане «ЕР» или интриги областного правительства.
Протесты начались быстро. Жители проводили пикеты, «Яблоко» и коммунисты выступили против принятия поправок.
Тогдашний депутат Госдумы и первый секретарь обкома КПРФ (до сих пор) Анатолий Локоть высказался прямо: «Подобные решения снижают легитимность выборов мэра и власти в целом. Кроме того, эти изменения направлены на то, чтобы уменьшить вероятность избрания представителя оппозиции. А в Новосибирске наиболее мощной оппозицией является КПРФ. Напомню, что на последних выборах в Госдуму во всех десяти районах города победила компартия».
Тайга.инфо сразу предупредила, что первый тур «ЕР» не поможет. Мало кто поверил. Проходили публичные слушания, но и они не убедили депутатов. Горсовет принял поправки — тогда еще и парламентом, и фракцией единороссов руководил, увы, не Дмитрий Асанцев. А потом оказалось, что честнее всех был (вынужденно) Владимир Городецкий: второй тур отменяли не под него.
За тайные мучения страстей
Плодами «победы Болтенко» попытались воспользоваться политические менеджеры главы региона Василия Юрченко. Вице-губернатор Виктор Козодой придумал изящный план с досрочной отставкой Городецкого и новым и.о. мэра Владимиром Знатковым. «Комиссаром» при нем (первым замом) должен был стать министр региональной политики Андрей Гудовский, один из самых адекватных, будем говорить прямо, новосибирских деятелей.
Все прошло, как по маслу. Знаткова выбрали кандидатом от «ЕР». Городецкому нашли почетную должность вице-губернатора по развитию агломерации. В правительстве шутили, что не все знают, где его кабинет. Но уже через несколько месяцев, когда он стал врио Юрченко, узнали. К счастью для коммуниста Локтя, не все единороссы в Новосибирске и не все начальники в Кремле остались довольны.
В дело включились полпред президента Виктор Толоконский, которому важно было доказать несостоятельность Юрченко, и его помощник Виктор Игнатов, один из самых талантливых в Сибири политических менеджеров. В феврале 2014-го он признавался корреспонденту Тайги.инфо, что еще думает, кого делать итоговым конкурентом Знаткова — Локтя или бывшего вице-мэра и вице-губернатора Андрея Ксензова. Выбор пал на первого.
Что произошло в итоге — все знают. С минимальным разрывом (4%) и при низкой явке коммунист победил единоросса. Помогла и администрация президента. Юрченко в разгар избирательной кампании сняли, назначив на его место Городецкого. Элиты были дезориентированы, часть единороссов откровенно предали Знаткова. Козодой и Гудовский ушли в отставку. В правительстве несколько месяцев пили чай, даже по коридорам перестали слоняться: никто не знал, что будет дальше. Оппозиция победила. Главным почетным гостем инаугурации стал Толоконский. Игнатова и Ксензова назначили первыми заместителями мэра.
Потому что не волк я по крови своей, и меня только равный убьет
Тайга.инфо первой — в декабре 2017 года — предложила вернуть второй тур. Теперь этим пытаются пользоваться активисты всех мастей, чтобы шантажировать мэрию, и отдельные СМИ, ментально оставшиеся в 1990-х. Все это выглядит как давление на мэра Анатолия Локтя. Еще одна матрица, в которой стоит рассматривать тему — договор КПРФ и администрации президента о поддержке главы города в 2019 году. Причем, не в апреле, когда истекает срок полномочий мэра, а в сентябре, на который будут перенесены выборы. Горсовет должен это завизировать.
Губернатор Андрей Травников публично пообещал поддерживать Локтя, руководство «ЕР» этого не делало. Если городским депутатам можно доверять — они сотрудничают с мэром и в интересах Новосибирска, и в интересах партии, и в собственных, то об областных такого сказать нельзя. Все это нервирует и Локтя, и его боеспособное окружение. Чиновники, доставшиеся по наследству от Городецкого, при любом другом мэре свое сохранят.
111158
Почему возвращение второго тура может быть выгодно и КПРФ, и «ЕР»? Это в 2017 году описывал руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур. Лучше не скажешь:
Второй тур делает грязные технологии бессмысленными — во второй тур спойлеры все равно не попадут. Второй тур — это состязание по Гамбургскому счету. При наличии второго тура, и первый проходит чище и спокойнее.
В Новосибирске это очень важно. У горожан накопилось много претензий и к КПРФ, и к «Единой России». Фокуса с «оппозиционной коалицией», как это было в 2014 году, уже не получится. И «слева» и «справа» появится немало желающих попробовать свои силы. И спойлеры, и «третьи силы». В итоге мы получим хаос и неразбериху на выборах, феерию грязных технологий и случайный результат, в котором победителем может оказаться кандидат с 20−25% голосов.
Мне кажется, что и «Единая Россия», и Анатолий Локоть с КПРФ должны быть заинтересованы в возвращении второго тура, ведь это повышает их шансы и делает выборы более предсказуемыми. Впрочем, избирательная система все же не должна строиться из соображений сиюминутной выгоды и тактических раскладов, как это происходит в России последние 25 лет.
Все очень просто. Кто выступает за честность и прозрачность выборов, за то, чтобы победил кандидат от большинства избирателей — тот должен выступать за второй тур выборов. Предлагаю всем ответственным политическим силам в Новосибирске вернуться к этому вопросу.
Евгений Мездриков, Алексей Мазур