Два новосибирских театра получили «Золотую маску»
Музыкальный театр и «Глобус» из Новосибирска получили главную отраслевую премию — «Золотую маску». Постановки «Римские каникулы» и «Пианисты» признаны лучшими в своих номинациях — мюзикл и спектакль малой формы, соответственно. Отмечены также театры из Омска и Красноярска.
«Глобус» был выдвинут на соискание «Золотой маски» в трех номинациях — лучший спектакль малой формы («Пианисты» по роману Кетиля Бьёрнстада), лучшая работа режиссера (Борис Павлович, Санкт-Петербург) и лучшая женская роль (Светлана Грунина), но получил лишь одну награду.
«Трудно определить точно, по каким именно законам устроен этот спектакль — по музыкальным или по законам живописи. Как будто есть и то, и другое, — писал „Петербургский театральный журнал“. — Ряд стульев, постоянная линия, идущая параллельно основаниям трапеции и одновременно рассекающая ее боковые стороны, навевает ассоциации со структурами Ротко. С музыкой сложнее. Аксель все время играет Дебюсси. А Аня — Равеля. Impressions — „впечатления“, переживания юности для героев живут только внутри музыки, „в жизни“ им будто нет места, она гораздо прагматичнее и жестче. Музыкально организованная речь и удивительная в своей точности и силе воздействия звуковая партитура Романа Столяра напоминают, скорее, Штокхаузена, чем известных импрессионистов, но, когда спектакль заканчивается, слушать можно только их».
«Я захотел поставить эту книгу не потому, что мне хочется что-то сказать людям, а потому что я услышал эту музыку, и, взяв эту книгу, понял, что она продолжает со мной разговаривать. Главная борьба на репетициях состоит в том, чтобы не прекращать прислушиваться, не начинать транслировать то, что ты уже понял. Важно оставаться в категории поступка. Я понимаю, это сложно. Это противоречит принципам выживания, в том числе и в репертуарном театре, где в месяц сорок спектаклей», — говорил Борис Павлович в интервью Тайге.инфо.
«Римские каникулы», сочиненные Андреем (музыка) и Нонной (либретто) Кротовыми, были представлены в девяти номинациях своего профиля: лучший спектакль, лучшая работа дирижера, лучший режиссер, лучшая женская роль, лучшая мужская роль, лучшая роль второго плана, лучшая работа композитора, лучшая работа художника по костюмам, лучшая работа художника по свету. В итоге постановка признана лучшим мюзиклом и получила еще одну «Золотую маску» за работу режиссера — Филиппа Разенкова.
В 2018 году Новосибирский музыкальный театр также получил две награды — за «Безымянную звезду» (Александр Новиков за лучшую работу дирижера и Евгения Огнева за лучшую роль второго плана).
Из сибирских театров «Золотую маску» завоевали еще омский Театр драмы (Валерия Прокоп за лучшую женскую роль второго плана, спектакль «Время секонд хэнд» по документальной повести Нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич), Музыкальный театр из Красноярска (Валерий Шелепов за лучшую работу дирижера в мюзикле «Винил») и Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина (Дмитрий Зименко как лучший художник по свету в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»).
Отметим также, что триумфатором премии-2019 стал Кирилл Серебренников. Освобожденный из-под домашнего ареста режиссер получил сразу две награды — за балет «Нуреев» (Большой театр, Москва) и драму «Маленькие трагедии» («Гоголь-центр», Москва). Главная номинация «Лучший спектакль большой формы» досталась спектаклю «Оптимистическая трагедия Прощальный бал» Виктора Рыжакова (Александринский театр, Санкт-Петербург).
«Золотая маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты премии определяются на ежегодном фестивале спектаклей-номинантов.