Экологи рассказали о размыве хранилища отходов Байкальского ЦБК
Экоактивисты обследовали хранилища опасных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Они заявили, что произошел размыв дамбы одного из резервуаров, а также обвинили «Росгеологию» в халатности.
«Волонтеры выявили следы размыва дамбы 5-й карты, появившийся ручей, грозящий размыть южную часть карт, формирование дамб за счет ранее осушенного шлам-лигнина, следы перелива шламовой воды через борта 5-й карты, не функционирующие колодцы для перелива воды с неудачной попыткой их „реанимирования“, — сказано в заявлении межрегиональной общественной организации „Зеленый фронт“. — На одной карте волонтеры засняли результаты работы „Росгеологии“, приведшие к созданию канавы, которая теперь является путем для надшламовой воды. Также можно наблюдать размытые дождем кучи „осушенного“ шлам-лигнина на борту карты №2, насыпи осушенной золы на борту одной из карт, которые сейчас размываются».
БЦБК за 50 лет работы накопил почти 6,5 млн тонн твердых и жидких отходов, в том числе это шлам-лигнин — токсичное вещество, образующее в процессе производства целлюлозы. Отходы хранятся в специальных картах-накопителях, расположенных на побережье озера Байкал.
Экоактивисты опубликовали фотографии переполненных хранилищ. По словам председателя «Зеленого фронта» Сергея Виноградов, у организации есть доказательства переполнения четырех карт-накопителей, размыва бортов, а также попыток повысить дамбу с помощью золы и токсичного шлам-лингнина, которая тоже размывается.
147950Байкальск — ужасающий пример размещения отходов высокой степени риска
«Для угрозы окружающей среде в данном случае не обязательно даже дожидаться разрушения дамбы и перелива через стенку карты, поскольку уровень надшламовых вод в картах превысил запроектированный максимальный уровень, а сама дамба состоит из рыхлых пород, что грозит просачиванием загрязненной воды через почву в стенках карт-накопителей, — пояснил Виноградов. — Мы заинтересовались и дальнейшей судьбой воды, сливаемой в колодцы на картах, поскольку раньше из колодцев при повышении уровня воды к картах-накопителях, она подавалась на очистные БЦБК и далее в озеро Байкал, а с 2010 года очистные на комбинате работают только для бытовых стоков Байкальска. Неизвестно, куда с колодцев поступает надшламовая вода».
Переполнение хранилищ началось во время второй волны паводка в Иркутской области. Всего в районе БЦБК 14 карт-накопителей, глубина которых 6−7 метров, ширина — около 100 метров.
Ранее власти Приангарья заявили, что в картах-накопителях установлено оборудование, с его помощью осуществляется «балансировка воды». «Техника откачивает воду объемом 300 куб. метров в час. Карты сейчас в удовлетворительном состоянии, экологической угрозы нет», — заявлял министр природных ресурсов региона Андрей Крючков.
В конце 2017 года Минприроды Иркутской области подписало контракт с Росгеологией на рекультивацию отходов БЦБК, стоимость контракта — 5,9 млрд рублей. Но в мае 2019 года Росгеология приостановила работы.
«Зеленый Фронт» обратился в прокуратуру с просьбой взять ситуацию с отходами БЦБК на контроль.
Фото greenfront. su