Общественник подтвердил фальсификацию причин смерти убитых в массовых репрессиях сибиряков
Причины смерти жертв сталинских репрессий в Советском Союзе до сих пор могут фальсифицировать. Это удалось подтвердить томскому активисту Денису Карагодину, который расследует убийство своего прадеда.
«Наша рабочая гипотеза — подтвердилась. В ЗАГСе Томска данные о реальной причине и дате смерти убитых в 1937—1938 годах в Томской тюрьме №3 <…> не были исправлены со сфальсифицированных на реальные», — говорится сайте Карагодина.
Причины смерти могли не менять у тех, чьих родственников не установили сотрудники КГБ, либо, если семьи погибших «не проявляли активность в части запросов свидетельств о судьбе своих родных», отметил Карагодин.
«По имеющимся у нас сведениям, родственников жертв должны были установить органы КГБ СССР, по поручению председателя Военной коллегии Верховного суда, направленного в адрес начальника учетно-архивного отдела КГБ при Совете министров СССР», — добавил томский активист.
Общественник опубликовал копию свидетельства о смерти Елены Симо, которая была расстреляна в тюрьме НКВД 21 января 1938 года. Женщина работала в лаборатории Лесохимического техникума, ее отец был священником, которого арестовали и расстреляли еще в 1930-м. По исследованию Карагодина, Елена Симо была невесткой настоятеля собора Андрея Первозванного в Кронштадте Николая Симо. В 2001-м его причислили к лику святых.
В свидетельстве о смерти, выданном томским ЗАГСом в 2012 году, указано, что Симо умерла от «кровоизлияния в мозг» в июле 1944 года. Акт смерти был составлен в декабре 1957 года уже после развенчания культа личности Сталина.
Фактически же Елену Симо расстреляли в 1938 году вместе с прадедом активиста Степаном Карагодиным и еще пятью сибиряками. Всем вменялось участие в «шпионско-диверсионной группе», якобы работавшей на «японскую разведку», созданной и возглавляемой Степаном Карагодиным.
По версии НКВД, Карагодин поставил перед Симо задачу «поджечь лабораторию Лесохимического Техникума, собирать шпионские сведения путем знакомства и становления связи с работниками Томлеса и через них заполучать сведения о наличии лесоматериалов, предназначенных для оборонной промышленности, находящихся на хранении в Калтайском и Тимирязевском мехпунктах».
Тайга.инфо писала, что Денис Карагодин смог найти по официальным документам причастных к расстрелу его прадеда в 1938 году. Он же публиковал стенограммы двух совещаний о массовых убийствах, которые провел комиссар госбезопасности СССР 3-го ранга, начальник УНКВД по Западно-Сибирскому краю Сергей Миронов в Новосибирске 25 июля 1937 года.
Теперь он планирует установить всех убитых во время «Харбинской операции» в Новосибирской области (объединяла территории Томской и Кемеровской областей в 1930-х). По его информации, было расстреляно более 2 тыс. человек.
«Харбинское дело» началось в 1937 году. Власти СССР назвали «харбинцами» бывших служащих Китайско-Восточной железной дороги и реэмигрантов из Манчжоу-Го.
Читайте также:
Как сибирские чекисты доносили друг на друга
Томский активист нашел наставников участвовавших в массовых репрессиях курсантов НКВД