The Times: потепление в Сибири вызывает тревогу
Сильное потепление в Сибири свидетельствует о том, что «находиться в некоторых местах станет очень и очень сложно». Повышение температуры по всему миру сделает холодные регионы более комфортными, но станет проблемой для традиционно жарких мест в сочетании с пандемией коронавируса.
Тайга.инфо перепечатывает текст Маделин Спенс из The Times о беспрецедентной жаре в Сибири и влиянии климата на население Земли в переводе ИноСМИ.
Возможность позагорать на солнце — это не первое, что приходит на ум при упоминании Сибири, огромного и малонаселенного российского региона, простирающегося до самой Арктики и покрытого снегом в течение большей части года.
Однако недавно на эту холодную территорию, покрытую березовыми лесами и тюремными лагерями, обрушилась беспрецедентная тепловая волна — и люди стали поглощать солнечные лучи, в том числе на крышах своих домов. «Я родился в Сибири и живу здесь уже 60 лет. Но я не помню ни одной весны, которая была бы похожа на эту», — сказал журналист Сергей Зубчук.
Как оказалось, европейцы были не одиноки в своем наслаждении метеорологическими аномалиями и самой солнечной весной за всю историю наблюдений. От берегов Калифорнии до центральной части Индии температура поднялась до небывалого уровня.
Рекордные температуры были зафиксированы по всей территории Канады, а также в Арктике, в Средиземноморье; эта тенденция нашла свое отражение и в южном полушарии, и в результате, несмотря на надвигающуюся зиму, на острове Южный в Новой Зеландии температура в мае доходила до 26 градусов Цельсия, что на 10 градусов выше средней дневной температуры.
В Хатанге, удаленном российском селе, расположенном за Северным полярным кругом, 23 мая была зафиксирована температура в 25 градусов Цельсия. Это на 13 градусов выше показателей мая прошлого года — месяца, когда температура там обычно не поднимается выше минус 2 градусов Цельсия.
В других регионах Сибири температура в мае доходила до 35 градусов, что примерно в два раза выше обычных значений. По словам журналиста Зубчука, живущего в Барнауле, в городе на юге Сибири, его соседи в эти очень теплые дни загорали на крышах своих дач.
Яблони и вишни зацвели на четыре недели раньше обычного срока, добавил он. Снег, который в этом регионе постепенно тает в течение апреля — а в этом году его было больше, чем обычно, — растаял почти за один день после прихода жары. По словам Зубчука, было так жарко, что он впервые в весеннее время был вынужден спать с широко открытыми окнами.
В то время как жители Сибири и европейцы получили возможность наслаждаться солнечной погодой, ученые видят в этом дополнительные тревожные свидетельства изменения климата, если они вообще кому-то нужны. «Возможно, с помощью вакцины будет найдет выход из пандемии коронавируса, однако не существует возврата к нормальной погоде», — отметил Даг Парр (Doug Parr), главный специалист британского отделения организации «Гринпис» (Greenpeace).
Климатолог Кристи Дал, занимающаяся изучением опасного влияния экстремальной жары, встревожена совпадением по времени пандемии коронавируса и периода аномально высокой температуры. «Многие способы, с помощью которых мы обычно справлялись с экстремальной погодой, могут утратить свою эффективность», — подчеркнула она. Она также отметила тот факт, что такие публичные пространства с системой кондиционирования воздуха как библиотеки и общественные центры (community centres) сегодня закрыты. Экстренные службы испытывают большое напряжение в своей работе, и их сотрудники в меньшей степени способны заниматься чрезвычайными ситуациями, связанными с погодными аномалиями.
Для Анники Робинсон, ветерана-инвалида, проживающего в городке Санди Вэлли в пригороде Лас-Вегаса, жизнь стала больше похожей на борьбу за выживание, когда в конце апреля температура поднялась до 37 градусов.
При нормальной ситуации она смогла бы охладиться под кондиционером местной больницы. Однако режим самоизоляции и угроза заражения коронавирусом привели к тому, что она была вынуждена страдать дома. Многие жители обращались к своим соседям с просьбой быстро починить системы охлаждения или вентиляторы, которые им удалось найти. В этот период некоторые люди лишились своего домашнего скота.
В мае в разных частях Калифорнии были побиты температурные рекорды, а губернатор штата Гэвин Ньюсом разозлил местных жителей тем, что закрыл пляжи как раз в тот момент, когда толпы людей пытались где-то охладиться.
Сильная жара распространилась по всему региону Средиземноморья, а Израиль раньше времени ослабил режим самоизоляции и вновь открыл приморские части городов. Однако пляжи оставались закрытыми в соседнем Ливане, что заставило страдающих от жары жителей Бейрута устанавливать надувные бассейны на балконах и на крышах домов.
Кипр превратился в настоящее пекло, и там был зафиксирован в мае самый жаркий день за всю историю наблюдений — 42,5 градуса. Полицейские выписывали штрафы жителям острова за нахождение на пляже, если они продолжали оставаться там после разрешенного купания.
Возможно, самое значительное воздействие пандемии коронавируса в комбинации с жарой было отмечено в Индии, где тысячи рабочих-мигрантов, направляясь на свою родину, были вынуждены пешком при очень высокой температуре проходить многие километры — некоторые из них не выдержали такого испытания и умерли. В конце мая в Дели установилась необычайная жара — 47,6 градусов, и тем самым был установлен рекорд для этого месяца.
По мнению специалистов, 2020 год может стать одним из пяти самых жарких за всю историю метеонаблюдений, и вполне возможно, что необычно жаркая весна представляет собой лишь прелюдию к еще более жаркому лету. Возможно, в Сибири еще наступит приятная и жаркая погода, однако в других местах, по мнению Дага Парра, высокая температура может стать проблемой. «Постоянно находиться в некоторых местах станет очень и очень сложно», — добавил он.
Sunbathing in Siberia: global heatwave rings alarm bells, The Times, Madeleine Spence, 7 июня 2020