«Норникель» не позволил депутату вывезти образцы загрязненной воды на экспертизу
«Норильский никель» запретил вывозить из Норильск пробы загрязненной воды и почвы. Независимые журналисты заявили о давлении со стороны корпорации.
«В 7:50 по московскому времени в аэропорту города Норильска депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин был остановлен сотрудниками службы авиационной безопасности при посадке на рейс в Новосибирск, — говорится в заявлении „Новой газеты“. — По словам сотрудников, депутат должен был оформить разрешение на вывоз проб в департаменте безопасности Норникеля, „так как „Норникель“ решает, что можно вывозить, а что нет“. На вопрос, как связаны „Норникель“ и аэропорт, они ответили, что „аэропорт и есть „Норникель““».
Митрохин прилетел в Норильск, чтобы встретиться со специальными корреспондентами «Новой газеты» Еленой Костюченко и Юрием Козыревым. Они продолжают собирать материал об экологической катастрофе из-за топлива, разлившегося после аварии на ТЭЦ «Норникеля».
Пробы из озера Пясино и реки Пясина собирали экологи в присутствии журналистов. Сотрудники службы безопасности аэропорта проверили пробы и не нашли.
«Однако Начальник смены Стебаев Александр Геннадьевич объявил, что в полицию поступил анонимный звонок о попытке провоза горюче-смазочных веществ этим рейсом. В связи с этим пробы будут изъяты и переданы полиции. Сопровождающий Митрохина эколог „Гринписа“ отказался от полета и выехал с пробами из аэропорта», — заявило издание.
«Все, что творит сейчас „Норникель“, противоречит федеральному закону, в том числе статье 7 ФЗ о гостайне, — отметил главный редактор „Новой газеты“ Дмитрий Муратов. — Не подлежат засекречиванию и отнесению к гостайне сведения о состоянии экологии и санитарной ситуации. На мой взгляд, „Норникель“ распространяет свое корпоративное управление на часть территории России. Таймыр — это территория России, а не заводоуправления [Владимира] Потанина и его офшоров. И с этим будем разбираться. Чего они так боятся, если, по их же словам, последствия аварии уже ликвидированы».
«Новая газета» также планирует подать заявление о воспрепятствовании журналистской деятельности: «За две недели работы на Таймыре, несмотря на указ губернатора края и федеральные законы, Костюченко и Козырева многократно задерживали, их передвижение ограничивали всякими проверками, они находились под наблюдением, доходило до того, что непонятные „общественники“ вместе с полицией на вертолете преследовали катер, на котором они передвигались по на одной из рек».
29 мая на территории ТЭЦ-3 АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (входит в структуру «Норникеля») произошло разрушение резервуара с нефтепродуктами, около 20 тыс. тонн топлива разлилось на значительной площади, жидкость попала на грунт и в водоемы Норильска.
По оценкам Росприроднадзора, порядка 15 тыс. тонн жидкости могло попасть в воду, в том числе в реку Амбарная. Дизтопливо ушло в озеро Пясино, позже оно могло попасть в реку Пясина, которая впадает в Карское море.
По факту произошедшего было возбуждено четыре уголовных дела. Следователи задержали начальника котлотурбинного цеха местной ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина. Позже тысячи жителей подписали петицию с требований найти настоящих виновных в аварии. После этого были задержаны директор ТЭЦ, главный инженер и его заместитель.
Уголовное дело также возбудили в отношении мэра Норильска Рината Ахметчина. Его обвинили в халатности. Он продолжает работать.