«Редкая удача»: как был найден крупнейший средневековый клад Новосибирской области
Летом 2017 года в Сузунском районе Новосибирской области был найден клад с десятками древних металлических предметов культа, которые пролежали в земле более 1500 лет. National Geographic вспоминает историю знаменитой находки и рассказывает, как она приоткрыла завесу тайны «загадочного сибирского средневековья».
Тайга.инфо перепечатывает статью National Geographic об обнаружении крупнейшего средневекового клада в Сибири, который был найден в Сузунском районе Новосибирской области. Были найдены более 120 литых металлических фигурок, о принадлежности которых ученые продолжают спорить.
Памятник «Верхний Сузун-10» открыли случайно.
Лето 2017, дожди идут не переставая. Промокшие археологи Новосибирского краеведческого музея понуро завершают свою экспедицию по Сузунскому району — результатов нет. И вдруг находят неизвестный ранее объект — остатки древнего поселения.
Вспоминает руководитель экспедиции Сергей Росляков: «Мы уже возвращались домой, поездка не принесла никаких находок, все были измотаны, шел дождь, вдобавок машина у нас постоянно глохла. И тут на горизонте показался мост через речку Слезянку». На неприметном мысочке археологи увидели шесть ямок — небольшие углубления, формой напоминающие блюдца. Решили осмотреть, но никакой сенсации не ждали. Всем было понятно, что такие ямы — западины — характерны для поселений эпохи поздней бронзы. «Ничего особенного. Таких памятников на территории Верхнего Приобья — десятки. Скорее для очистки совести, мы все же решили заложить пробный раскоп», — рассказывает Росляков.
И сразу удача! В верхнем слое земли археологи нашли несколько бронзовых предметов — изображения птиц с распахнутыми крыльями: предметы культовые, явно связанные с исполнением обрядов. Новосибирские археологи воодушевились еще больше, когда обследовали территории с помощью металлоискателя — он показал, что под землей есть скопления цветного металла.
Сергей Росляков и сейчас не скрывает радости: «Обнаружить на одном месте сразу несколько предметов культового литья — редкая удача. За последние 50 лет на всех археологических памятниках Новосибирской области нашли всего пару десятков подобных вещей».
На следующий год у неприметного мостика через реку Слезянку начнутся раскопки, которые принесут сенсационные результаты: из-под земли достанут 120 бронзовых культовых изображений эпохи раннего Средневековья (VI-VIII веков). В руках археологов местного краеведческого музея оказалась целая серия предметов, связанных с религиозными представлениями коренных народов Западной Сибири: плоские литые изображения хищных птиц, птицелюдей, всадников, медведей и человека в круге.
Раскопки в Сузунском районе особенно важны для изучения верований и мировоззрений населения Верхнего Приобья эпохи развитого железа — эпохи, когда закладывалась основа духовной культуры коренных народов Западной Сибири. И, поскольку письменности в те времена не было, узнать, как складывались отношения и происходило перемещение народов, можно только по подобным находкам. Предметы, обнаруженные в Сузунском районе, — крупнейшие находки эпохи раннего Средневековья на территории Западной Сибири, они меняют наше представление о мировоззрении и культуре людей, которые жили здесь почти 1500 лет назад.
Такие находки в научной литературе называют «клад» — речь не о чем-то, закопанном в землю, а о находках, связанных со священными, культовыми местами, где проводились обряды. «Клады» — не просто «копилки», в которых хранилось что-то ценное, это подношения, дары богам в надежде на их милость.
В священных местах, так называемых амбарчиках, накапливались порой несметные богатства: всевозможные изделия из цветных металлов, оружие, посуда. «В случае необходимости предметы могли извлечь, чтобы провести обряд. Но потом все непременно возвращали», — поясняет Росляков. Если же люди по каким-то причинам снимались с насиженных мест, то все богатства так и оставались в святилище: забирать дары у богов нельзя.
«Мы не знаем, — размышляет археолог, — была ли наша находка подобным святилищем или же в этом месте находились жилища шаманов: личные вещи шаманов оставались неприкосновенными и после смерти. В любом случае место, где мы обнаружили „клад“, было священное, сакральное».
Косвенно в пользу этого свидетельствуют не только сами предметы, но и их расположение на памятнике. Впрочем, как рассказывают археологи, точно говорить о положении предметов сложно: большая часть находок лежала прямо под дерном — почти на поверхности. Небольшие скопления предметов были рассредоточены на довольно большой территории. Скорее всего, в советское время здесь были поля, которые регулярно распахивались. Некоторые находки лежали в земле по несколько штук, из чего можно сделать вывод, что когда-то они хранились вместе в небольших деревянных или берестяных емкостях. Интересно, что поблизости не было обнаружено ни остатков жилищ, ни погребений, ни каких-либо других следов жизнедеятельности (керамики, костей животных, очагов) — только культовое литье.
Кто же оставил этот «клад», пролежавший в земле почти 1500 лет? Здесь уместно напомнить о том, что для людей того времени было характерно мифопоэтическое мышление, отличное от нашего — рационального. Вера в богов и духов, а также в магические действия, которые позволяли вступать в контакт с высшими силами, были настолько же реальны, как и весь окружающий мир. Поэтому магические свойства предметов оказывались гораздо важнее их материальной ценности. Каждая из найденных фигурок не просто изображение, это отпечаток мифа — бесконечной цепи событий, которая разветвляется, возвращается и заново складывается в единую картинку.
«Если европейское Средневековье хорошо изучено, то наше южно-сибирское — сплошная загадка, — поясняет директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов. — Наш регион — пограничная территория разных культур, которые здесь встречались и как-то взаимодействовали. Новосибирская область — зона лесостепи, сюда имели доступ и жители юга, и жители таежного региона. При этом на нашей территории проживали и местные народы — были ли владельцы „клада“ обскими уграми, или они говорили на языках другой группы, нам доподлинно не известно. Мы надеемся, что наш „клад“, его дальнейшее исследование помогут нам приблизиться к разгадке. Сейчас мы работаем с найденными предметами: реставрируем, обрабатываем, изучаем исторические материалы».
Шаповалов рассказывает, что уже удалось выяснить: обнаруженные антропоморфные изображения, вероятно, связаны с образами верховного божества в мифологии обских угров — Нуми-Торума (Бог, Дух, Небо) и его жены — богини Калташ-Эквы (Мать-небо). Изображение человека в кольце и дисковидные подвески ассоциируются с их дочерью — богиней Солнца. Всадник на коне, вероятно, олицетворяет сына верховного угорского бога Мир-Суснэ-хума (За Миром Наблюдающий Человек). В мифах и легендах он перемещается по земле и небу на волшебном восьмикрылом коне. Что же касается медведя, то это один из самых распространенных персонажей мифов и легенд народов Сибири. Медведь играет роль посредника между небесными богами и людьми, а также считается хранителем границы Среднего и Нижнего мира. Кроме того, фигурки зверей и птиц могут олицетворять тотемных животных — духов-покровителей рода или села.
Истории обских угров повезло, в отличие от других коренных народов Западной Сибири.
Жизнь и мифология древних угров хорошо изучены и описательно известны нам еще с XVI века, когда русские появились в Западной Сибири. Об укладе «остяков» (ханты) и «вогулов» (манси) двумя веками позже рассказывал казачий полковник, миссионер Григорий Новицкий в книге «Краткое описание о народе остяцком» 1715 года. Как говорят ученые, это был первый в России этнографический труд о Сибири.
Новицкий утверждал, что ханты и манси переселились на Обь из Пермской земли, укрываясь от «евангельской благодати Божией». В своих заметках он сообщает, что основные занятия остяков — это оленеводство, охота и рыбная ловля. Олени наряду с собаками остяки использовали как средство передвижения по суше. Полковник Новицкий в своей книге также во всех подробностях описал различные обряды, религиозные представления и культовые места обских угров, которые, они, по его словам, «…изменивше славу нетленнаго бога в подобие птиц, гадов, различныя утвораху боги: иные покланяхуся кумиру по подобию звериному, наипаче медведя, иные же в подобие птиц».
Больше всего в Сузунском районе нашли фигурок хищной птицы и человека-птицы — это изображения тотемных предков в орнитоморфном облике. Один из самых распространенных духов-покровителей у обских угров — старик-филин. Также в мифологии обских угров крылатым богом и высшим духом был сын верховного бога — Сихас. За то, что Сихас ослушался отца, тот превратил сына в птицу.
Таким образом, находки на культовом месте в Новосибирской области — это серия культовых идолов, изображений духов и богов народа, по своему мировоззрению схожего с обскими уграми — предками современных ханты и манси. Предметов очень много, а это значит, что святилище действовало долго — 100 или даже 200 лет. Сейчас археологи продолжают изучать находки: возможно, скоро мы узнаем еще больше подробностей о древнем народе, когда-то населявшем эти края.
Источник: «Дети неба: древний клад Верхнего Сузуна», National Geographic Russia, Анастасия Сотникова, 9 сентября 2020 года.