Красноярский омбудсмен назвал арест Виссариона «заказным» и «политическим решением»
Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов назвал дело против главы «Церкви последнего завета» Виссариона и его последователей следствием «политического решения». Он уверен, что предъявленные обвинения справедливы по отношению к любой религии, а дело носит «заказной» характер.
Тайга.инфо частично перепечатывает мнение красноярского омбудсмена Марка Денисова, опубликованное в газете «Красноярский рабочий».
22 сентября в результате проведенной спецоперации государственных силовых структур были арестованы руководители Курагинской местной религиозной организации Церковь Последнего Завета, больше известной жителям края как Община Виссариона. Операция проводилась с привлечением вертолетов, полностью экипированного спецназа и внешне напоминала захват американцами Усамы бен Ладена.
Следует учесть, что ситуация развивалась на протяжении последних двух лет, в течение которых Община Виссариона была буквально поставлена на конвейер всевозможных проверок — не успевала одна бригада проверяющих уйти, как заходила другая. Только за первую половину текущего года власти проверяли исполнение трудового, земельного, лесного, природоохранного законодательства, соблюдение прав детей и законов о свободе совести и религиозных объединений. Параллельно шли опросы и допросы членов Общины, а также тех, кто когда-то давно был в Общине, но потом утратил с ней связь. Опрошены сотни человек по всей стране.
<…>
У каждого, кто внимательно следил за развитием ситуации вокруг Общины Виссариона в последние два года, невольно возникало ощущение, что в основе столь масштабной работы силового блока (работали в основном иногородние офицеры — москвичи, новосибирцы) лежит волевое, «политическое» решение высоких должностных лиц — любой ценой найти, нарыть, накопать любой компромат на руководителей Общины, достаточный для того, чтобы возбудить уголовное дело, посадить руководителей и ликвидировать саму организацию.
Оценивая происходящее, должен сказать следующее. История не знает религий, которые не стремились бы воздействовать на сознание и психику людей. Все известные религиозные организации, в той или иной форме, занимаются привлечением средств верующих для своей текущей деятельности (десятина). Подавляющее большинство религий мира практикует пищевые запреты. Скажем в Православии 250 дней в году, по хорошему, должны быть постными, а индуисты вообще вегетарианцы. Как правило, руководство религиозных организация (епископат) живет за счет верующих и несколько комфортней, чем среднестатистический прихожанин.
Каждая религиозная община любой веры это сотни, порой тысячи людей. Разных людей. Наверняка из нескольких тысяч прихожан найдется пара-тройка тех, кто не дружит с законом, обязательно найдутся и обиженные, недовольные священником. В каждой общине есть нездоровые люди, порой это нездоровье затрагивает и психику. Обязательно найдутся прихожане, у которых умерли близкие и даже дети. Если взять грехи первых, желчь вторых, сбивчивое бормотание третьих и боль четвертых — из этих острых компонентов, при известной ловкости, можно приготовить такое едкое варево, что хватит на пять пожизненных сроков любому религиозному руководителю. Был бы приказ сверху. А он в деле Виссариона, судя по всему, есть. Дело носит ярко выраженный «заказной» характер.
В результате сформирована глубоко порочная правоприменительная практика, которую теперь можно применить практически к любой религиозной организации на территории России. С 22 сентября 2020 года ни одна церковь, ни одна группа верующих на территории нашей страны, где собирается десятина и звучит проповедь о том, как правильно жить верующему, не может чувствовать себя в безопасности. Прецедент создан.
Вообще все мы сейчас являемся очевидцами грандиозного скандала. Усилиями нескольких высокопоставленных генералов российская государственная вероисповедная политика 21-го века (до недавнего времени весьма мудрая и взвешенная) отброшена на 60 лет назад, в беспросветную хрущевщину.
Тридцать лет община существовала на юге Красноярского края, в 24 деревнях, где вступило в жизнь уже третье поколение общинников. За эти годы было все. Государство всегда зорко приглядывало за происходящим. Были и проверки, и жесткие требования, которые по большей части общиной выполнялись. В конце концов, община стала частью многообразной и сложной жизни одного из самых обширных российских регионов. Это наши сограждане, наши земляки.
Сегодня высокопоставленные люди в погонах приняли решение все это разрушить. Почему так произошло? Могу допустить, что кому-то наверху не нравился Виссарион, его учение, его община. Можно услышать довод силовиков, мол, наконец, спустя 30 лет, дошли руки и в ваших медвежьих углах навести порядок. Но и в этом случае решение на силовой разгром религиозного объединения выглядит корявым и глубоко ошибочным. В широком плане это проявление глубокой исторической безграмотности людей принимавших решение. Я уверен, что эти люди доки в своем деле, в совершенстве владеют всеми процессуальными и оперативными технологиями, прекрасно знают законы. Но вот с законами развития общества и, в частности, с закономерностями развития религиозных течений — не знакомы.
Религиозное объединение — это не ОПГ и не банда террористов. Это там — арестовали главарей, разбомбили базы снабжения, остальные разбежались. Любая вера, особенно в начальный период своего становления ничего не востребует так истово, как появления собственных мучеников, страстотерпцев. Только после появления собственный святых, пострадавших за веру (при этом верующим глубоко фиолетово по каким статьям осудят и что инкриминируют власти их братьям), только после этого любой маленький неокульт получает пропуск к историческому существованию, а, возможно, и к статусу исторической религии.
Безусловно, трем арестованным, их семьям предстоят нелегкие времена. Остается пожелать им терпения. Они знали, на что шли. Как там у Цоя — «Если есть те, кто приходит к тебе, найдутся и те, кто придет за тобой». Но если рассматривать последствия 22 сентября для Церкви Последнего Завета в целом, то за ее будущее теперь, после таких мощных усилий силовиков, можно быть абсолютно спокойным — это теперь надолго. Ничтоже сумняшеся, люди в погонах вновь притушили дотлевающие угли ведром керосина. Кстати, и юридический запрет самой организации ничего теперь не решит. Кто не верит — поинтересуйтесь у римского прокурора в одной далекой мятежной провинции.
К сожалению это самая простая и безобидная версия происходящего. Есть еще то, что происходило «по версии следствия». Массовые изуверства, педофилия, мошенничество, сокрытие трупов жертв
Печально, что принимая 2 года назад столь важные решения, затрагивающие жизнь двух районов края и тысячи его жителей, федералы даже не попытались «сверить часы» с краевыми властями. Действовали в обход, помимо, или как говаривали в старину «оприч» Красноярского края. Оно и понятно — из Москвы виднее.
«Версию следствия» нам рассказали с экранов. А какова версия обвиняемых? В онлайн-версии «Новой газеты» от 23 сентября 20 года приводится заявление одного из арестованных В.Редькина. По его словам в основе жесткого наката на общину лежат бизнес-интересы третьих лиц, обладающих широкими лоббистскими возможностями на уровне федеральных ведомств. С 2016 года тянется хозяйственный конфликт руководства общины с неким предпринимателем Б., чьи предприятия на юге края изготавливают элитные срубные изделия из нашего кедра и лиственницы — дома, бани, мангальные, охотничьи домики — редкие по красоте и престижности изделия премиального класса. Многие из них украшают поместья сильных мира сего на Рублевке и в иных замечательных уголках нашей Родины. Ровно тем же ремеслом заняты многие вольные артели из числа общинников. Ко всему прочему Б. проигравший все суды общине в Красноярском крае, еще и помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации.
Широкий резонанс вызвало и заявление адвоката арестованных Ивана Хорошева, сделанное им для ИА «Проспект Мира»
А вот версию с элитными теремами не грех бы и проверить? Только кому это надо? Силовые структуры вряд ли и пальцем пошевелят для того, чтобы установить факты, способные поколебать их основную версию, столь поспешно и с помпой озвученную на федеральных каналах.
Только вот что думается мне. Когда-то давно, в конце дня нелегких трудов во благо Империи сидел в прокуренной приказной избе прокурор или иной какой служивый человек в мундире и сочинял отчет в стольный Санкт-Петербург сколько за прошлый месяц пожгли скитов по тайге и скольких арестовали раскольников. Кому рвали ноздри, кого били кнутом, а кого дальше в Сибирь этапом угнали. Писал он и думал, какая, между прочим, выйдет ему со всего этого государева благодарность — чин, орден, а может и именьице душ на сто. Только ничего в прок не пошло. В труху рассыпалось. И имени не осталось тех служивых. А старообрядчество живо до сих пор и на подъеме. А дела те уже три века позором и болью в каждой русской душе отзываются. С религиями, оно так.
«Размышления о курагинских арестах», «Красноярский рабочий», Марк Денисов, 25 сентября 2020 года