«У нас нет воды»: журналисты восстановили хронологию трагедии в «Зимней вишне»
Журналист Алексей Пивоваров опубликовал на youtube-канале «Редакция» выпуск о пожаре в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» 25 марта 2018 года. За сутки репортаж посмотрели около полумиллиона человек. Тайга.инфо пересказывает, что было в выпуске.
Youtube-канал «Редакция» журналиста Алексея Пивоварова опубликовал видеорепортаж, посвященный трехлетней годовщине пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня», унесшем жизни 60 человек, из них 37 — дети. После трагедии возбуждено четыре уголовных дела, на скамье подсудимых оказались 15 человек.
«Причина, по которой мы решили сделать этот выпуск, заключается в том, что в основном все расследователи фокусируются на самом моменте пожара: как все произошло, почему были закрыты аварийные выходы и погибло столько людей. Нам показалось не менее важным поместить эту историю в более широкий контекст: пройти по той самой „цепочке“, о которой говорил Путин, и понять, какие выводы спустя три года вытекают из истории», — говорит Пивоваров в начале выпуска.
Авторы пообщались с губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилёвым, родственниками погибших детей, адвокатами потерпевших и подсудимых, работавшими в «Зимней вишне» сотрудниками, и журналистами-расследователями — и восстановили хронологию событий трагедии 25 марта 2018 года.
Тайга.инфо пересказывает с незначительными сокращениями часовой репортаж «Три года кемеровской катастрофы: что мы поняли, а что — нет?».
Пожар и «извержение вулкана»
В день пожара Алексей Петров вместе с сыном Николаем пошел в кино в «Зимнюю вишню» на фантастический боевик «Тихоокеанский рубеж-2»: у школьника был первый день каникул. Отец думал, что пока ребенок будет смотреть фильм, он прогуляется по торговому центру и что-нибудь купит ему.
Примерно на середине фильма Петров увидел нескольких девушек, которые бежали по коридору ТЦ и панически кричали: «Пожар! Спасайтесь!» Для Алексея, как он признается, это стало «диссонансом»: не было запахов гари, звуков пожарной сигнализации, люди спокойно шли по центру.
«Если бы они не пробежали, там остались бы все», — считает мужчина.
Алексей прибежал к залу, где показывали «Тихоокеанский рубеж». Контроллер билетов не сразу смогла докричаться до сидящих в зале людей, потому что фильм не прерывали. Тогда Петров громко закричал: «Пожар! Выходите!».
Вместе с сыном он спустился по эвакуационной лестнице с четвертого этажа: на нижних этажах уже было много людей, им никто не помогал, но они не паниковали.
«Мы вышли на улицу и в этот момент увидели пожарную машину, которая на большой скорости проехала во двор», — вспоминает Петров.
Инструктор actitvity-парка «Круча» на четвертом этаже ТЦ, 19-летняя Катарина Легенза в момент начала пожара была на веревочной трассе. Заметив огонь, она вместе с напарником начала эвакуацию детей. В этот момент девушка задумалась, почему на этаже не сработали пожарная сигнализация и разбрызгиватели воды. Администраторы парка не рассказывали сотрудникам, как пользоваться огнетушителем.
В 15:59 в парке «Круча» загорелся сухой бассейн с поролоновыми кубиками. Перед этим с потолка падали капли расплавленного горящего пластика от светодиодного светильника.
Позже в своем расследовании журналист Baza Никита Могутин проведет аналогичный эксперимент: «Мы купили в интернете точно такие же кубики, повесили лампу и подожгли ее. Эти капли не гасли, а продолжали гореть. Кубики внизу загорались, от них шел очень едкий, неприятный дым».
«Никакая вода политься не могла, потому что на четвертом этаже просто не было системы автоматического пожаротушения. Обычная сигнализация тоже не сработала, потому что накануне ее отключил инженер компании „Системный интегратор“ Александр Нитин, которая следила за ее состоянием», — рассказывает журналист Алексей Пивоваров.
Примерно за неделю до пожара в «Зимней вишне» произошло ложное срабатывание автоматической системы оповещения: охранник торгового центра сообщил об этом инженеру. О факте ложного срабатывания пожарной тревоги рассказывал посетителю торгового центра Константин Полянский его знакомый, у которого на первом этаже был свой бутик.
Через минуту после пожара в большей части игровой зоны на четвертом этаже отключился свет, за три минуты дым распространился по всем коридорам. На этаже также располагался кинотеатрам с тремя залами: «синим», «желтым» и «красным» — последний был ближе всех к очагу возгорания, там погибло около 50 человек.
Первый звонок в службу спасения поступил через четыре минуты после возгорания, в 16:03, от Дениса Сидорова, который пришел в «красный» зал с двумя детьми (все они погибнут). «Ребят, ну мы погибнем здесь! Ну что вы делаете-то?» — кричал в трубку диспетчеру. По словам Алексея Пивоварова, таких звонков будет еще больше десятка.
Первый расчет пожарных приехал к торговому центру в 16:11, через 12 минут после возгорания. Спасателям не сразу удается подобраться к зданию из-за выезжающих с парковки машин.
На улице к командиру пожарного звена Сергею Генину подбегает Александр Ананьев. У мужчины в «красном» кинозале сидят трое дочерей, ему не хватило примерно двадцати секунд, чтобы добежать до них.
Генин решает идти к людям вместе с Ананьевым, но им навстречу выходит охранник Олег Колобовников, который якобы говорит: «Я знаю, где очаг возгорания».
«Вы нарушаете инструкцию, — возмутился отец трех дочерей. — В первую очередь, вы обязаны спасти людей, а потом тушить». На это Сергей Генин ему ответил: «Мы всех спасем, но сначала потушим очаг».
Через некоторое время стоявшие на улице очевидцы замечают, как из окон «Зимней вишни» высовываются люди. Как вспоминает один из очевидцев Константин Полянский, «народ начал доставать всевозможные одеяла, даже из-под капотов автомобилей», чтобы ловить пострадавших.
«Я стоял наблюдал [за горящим зданием] — это как извержение вулкана», — говорит кемеровчанин Игорь Востриков, потерявший в «Зимней вишне» троих детей, жену и сестру.
У жительницы поселка Трещевский Анны Смирновой в торговом центре погибла дочь. Девочка вместе с одноклассниками и классным руководителем поехала в кинотеатр в качестве награды за хорошие отметки в третьей четверти. В день пожара Анна рано ушла на работу и не смогла попрощаться с дочкой, которая спала.
Эдуард Ковалевский потерял сына и дочь. Во время пожара сотрудница скорой помощи сказала ему, что нескольких детей увезли в больницу. Объехав все медучреждения города, в том числе морги, Ковалевский не нашел детей.
Елена Тесленко вспоминает, как ближе к 18:00 здание «Зимней вишни» было «глухо» оцеплено, пожарные бегали с шлангами и кричали: «У нас нет воды, мы не можем подключиться». Она подошла к пожарным, те заверили ее, что «все нормально, всех вывели».
Во время допроса на одном из судебных заседаний по делу «Зимней вишни» голос Елены дрожал. В «Зимней вишни» у женщины погибли муж Игорь и дочь Арина, рассказывала Тайга. инфо в июне 2019 года.
Уже поздно вечером в штабе при школе у торгового центра Елена узнала, что ее муж числится в списке пропавших. На следующий день женщине сообщили о гибели дочери Арины. Мужа Игоря она опознала уже в морге.
«У него все руки были избиты, — плача рассказывала суду Елена. — Я понимаю, он пытался до последнего выбить дверь. А тело дочери мне показывать не стали. Мы ей ботиночки с заячьими ушками покупали. Я ей говорила, что ни у кого нет таких ботиночек».
После пожара в «Зимней вишне» Елена Тесленко перестала ходить в торговые центры и кинотеатры.
Митинг и «гвоздь в крышку гроба» Тулеева
Через два дня после пожара в «Зимней вишне», 27 марта, на площади Советов у здания администрации Кемеровской области случился стихийный митинг, собравший несколько тысяч горожан. Некоторые из них пришли с портретами погибших родственников.
Во время митинга губернатор Кузбасса Аман Тулеев был на совещании у недавно избравшегося на четвертый срок президента Владимира Путина вместе с его полпредом по Сибири Сергеем Меняйло, руководителем МЧС Владимиром Пучковым,
Тулеев извинился перед Путиным, но не перед людьми. Он назвал вышедших на площадь Советов людей «бузотерами».
«Это был позор и гвоздь в крышку гроба, — оценивает поведение Тулеева Игорь Востриков. — [Он] мог бы уйти красавчиком, но назвать всю площадь, пять тысяч, которые потеряли родственников, бузотерами — грош цена».
Сам Востриков стал негласным лидером протеста на площади Советов. На митинге он разговаривал с тогда еще заместителем губернатора Кузбасса по промышленности Сергеем Цивилёвым. В какой-то момент чиновник заявил: «Вы что, хотите попиариться на горе?» В ответ он услышал о гибели родных мужчины. Уже ближе к концу митинга замгубернатора встал на одно колено перед людьми.
«Это был простой человеческий поступок, мы все находились в состоянии огромного стресса, — рассказал „Редакции“ теперь уже губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв. — Я почувствовал, что этот жест вызвал еще бОльшую агрессию, но большинство людей почувствовали, что я переживаю эту трагедию точно так же, как они».
По словам нынешнего главы региона, на следующий день после митинга, 28 марта, Аман Тулеев собрал своих заместителей. Через три дня после этой встречи, 1 апреля, Тулеев по закрытой связи вызвал Цивилёва к себе в кабинет и сообщил, что «руководство страны» приняло решение об его отставке.
Следствие, суд и «отсекшаяся» мэрия Кемерова
По факту пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» были возбуждены четыре уголовных дела, по которым обвиняют 15 человек. Четырех из них уже освободили из СИЗО, назначив ограничение свободы. Под эту меру пресечения, например, попали пожарные Сергей Генин и Андрей Бурсин. После трех лет следствия и судов рассмотрение уголовных дел близится к завершению.
Самым высокопоставленным чиновником на скамье подсудимых стала лишь экс-глава кемеровского Госстройнадзора Танзиля Комкова, которая, по версии следствия, получила взятку в размере 7 млн рублей от гендиректора ОАО «Кемеровский кондитерский комбинат (ККК)» Вячеслава Вишневского.
К 2009 году родившийся в Томске Вишневский завершил карьеру профессионального футболиста, возглавил «ККК» и занялся работой по превращению фабрики в торговый центр «Зимняя вишня». В проекте ему помогает томский друг детства и владелец «КДВ групп» Денис Штенгелов, рассказала адвокат потерпевших Анна Воронкина.
«Сгоревшее здание — это не старая кондитерская фабрика, это новое здание, которое не оснастили пожарной системой на четвертом этаже», — отмечает юрист.
Кондитерская фабрика была старой и занимала удобное место в центре Кемерова. «Для строительства торгового центра места лучше придумать сложно», — говорит журналист «Медузы» Иван Голунов, писавший расследование о собственниках «Зимней вишни».
В 2009 году здание кондитерской фабрики находилось в процессе реконструкции. К 2011 году у собственников появилась возможность построить еще один корпус, рассказал адвокат потерпевших Дмитрий Малинин.
«Вишневский обращается к проектировщику: по документации предполагается построить четырехэтажное здание ТРЦ. С этим проектом он обращается в госэкспертизу — она дает отрицательное заключение. В 2012 году готовится другой проект — на спортивный-развлекательный центр, а не торговый. Этот проект получает положительное заключение. Нюанс: для спортивных центров не требуется устройство системы пожаротушения внутри здания», — объяснил схему защитник.
Чтобы добиться нужного разрешения, Вишневский обратился к проектировщику с просьбой изменить номер проекта, который не получил одобрение положительное заключение экспертизы на другой. «Это подлог», — подчеркивает Дмитрий Малинин. Чтобы скрыть подлог Вячеслав Вишневский предложил взятку главе местного Госстройнадзора Танзиле Комковой, считает сторона защиты.
«[Вишневский] не признал [вину]. Это [7 млн рублей] деньги, которые проходили безналичным платежом за услугу оформления всей разрешительной документации, оформление документов на торговый центр, с этой суммы были уплачены налоги. Мой подзащитный воспринимал все это так», — цитировал ТАСС слова адвоката Вишневского Вадима Трифонова.
После пожара в торговом центре «Зимняя вишня» Вячеслав Вишневский был объявлен в международный розыск. Он продолжил свой строительный бизнес в Испании, где приобрел имущество. В рамках компенсации ущерба следствие приняло меры к аресту принадлежащих Вишневскому и его матери земельных участков, жилых домов, квартир, коммерческой недвижимости в России и Испании.
В марте 2020 года польские власти экстрадировали Вячеслава Вишневского в Россию по требованиюГенпрокуратуры Р Ф .
«Для получения разрешения на строительство Вишневский через [сотрудника „ККК“ Виктора] Ефимкина обращается в отдел жилищно-гражданского строительства комитета строительного контроля администрации Кемерова. Следствие не смогло установить, кто подписал проектную документацию», — рассказывает Малинин.
В показаниях следствию бывший вице-мэр Кемерова по строительству Андрей Калинин пояснил, что по проекту должны были построить четырехэтажное здание, а по разрешению на ввод в эксплуатацию построили пятиэтажное.
«Мы видим, что [в ходе расследования] „отсеклась“ мэрия Кемерова, нет никаких вопросов к Андрею Калинину, к мэру [Илье Середюку], брат которого [Никита] был собственником помещений в „Зимней вишне“, к „КДВ“. На Вишневском все закончилось», — резюмирует журналист-расследователь Иван Голунов.
По его информации, в составе собственников «Зимней вишни», помимо Никиты Середюка, числились родственники влиятельных в регионе силовиков и владельцы угольных разрезов, Юрий Шалаев и Ибрагим Цечоев. «Им, видимо, было не так важно, как здание юридически чисто», — говорит Голунов.
По словам потерявшего при пожаре семью Игоря Вострикова, после трагедии владелец «КДВ групп» Денис Штенгелов начал «очень быстро все заминать»: выделять деньги администрации, добровольно отказываться от актива в виде здания и участка «Зимней вишни», «улаживать вопрос» с другими предпринимателями.
«Когда потерпевшие обратились напрямую к кондитерскому комбинату о выплате компенсации в 3 млн рублей, нам был неофициальный ответ адвокатов Штенгелова: мы считаем, что свои обязательства выполнили», — говорит защитник потерпевших Дмитрий Малинин.
Сергей Цивилев, отвечая на вопрос журналиста Алексея Пивоварова, заявил, что «не хотел бы как губернатор давать оценок» относительно сопричастности Штенгелова к трагедии.
«„КДВ“ очень активно помогал, буквально сразу начал выделять приличные средства родственникам погибших и пострадавших», — сказал глава Кузбасса.
Владелец «КДВ групп» Денис Штенгелов и бывший вице-мэр Кемерова по строительству Андрей Калинин не ответили на запрос «Редакции» об интервью. Мэр города Илья Середюк не согласился общаться с журналистами.
«Следствие прошло по всей цепочке, но это если смотреть на всю историю, как на Айсберг. Условно, над поверхностью воды все те, кто оказались на скамье подсудимых, но глобально следствие не ушло в войну с теми, из-за кого это произошло», — говорит журналист Baza Никита Могутин.
Эпилог
«Мне кажется, что эта катастрофа никогда не будет полностью расследована в условиях российской действительности. В этом пожаре сошлись все проблемные линии русской жизни: вороватые чиновники, бессовестные бизнесмены, мы, наплевательски относящиеся к вопросам безопасности и жизни окружающих. Здесь же наше вечное стремление побыстрее найти виновного и покарать, чем копаться в глобальных причинах. И самое главное: вечное умение и необходимость договариваться», — говорит в конце выпуска Алексей Пивоваров.
Журналист Baza Никита Могутин считает, что пожар в «Зимней вишне» — это история, «когда все вообще получилось плохо». «Хотя бы один пункт нормально работал, больше шансов было бы, а здесь все сложилось, что у людей не было ни одного шанса», — полагает он.
Губернатор Кузбасса рассказал, что периодически он выезжает и устраивает учения для пожарных служб в торговых центрах. Он включает секундомер и засекает, за какое время в здание приедут полиция и спасатели.
Подготовил Егор Фёдоров