Суд отклонил апелляцию журналиста на решение опровергнуть свидетельства пыток в кемеровских колониях
Кемеровский областной суд отклонил апелляционную жалобу журналиста Андрея Новашова на решение по иску трех колоний, которым не понравился текст о пытках в учреждениях ФСИН. Доказательства колоний могли быть изготовлены их же сотрудниками.
Судья облсуда Любовь Молчанова отклонила апелляцию на решение Центрального районного суда Кемерова по иску кузбасских исправительных колоний №5, №22, №37 о защите чести и достоинства к участникам организации «Сибирь правовая» Дмитрию Камынину, Владимиру Тараненко, журналисту Андрею Новашову и бывшим заключенным Ивану Бирюкову, Николаю Вашутину и Вячеславу Мурашкину. Об этом Тайге. инфо сообщил Андрей Новашов.
В июне 2020 года на сайте «Сибирь.Реалий»* вышел(*по версии
В итоге суд постановил опровергнуть прямые свидетельства заключенных о пытках. Среди которых, например, такие:
«Начальник тебя вызывает. „Ты что, спать сюда приехал?“ И избивает палкой»;
«И за невыполнение плана били», «Меня за ноги и потащили»;
«Меня избивали весь день, сломали пальцы на ногах, суставы вывернули»;
«После того, как я рассказал всё „Сибири Правовой“, от меня перестали принимать передачи, не давали свидания с товарищем, даже попасть на территорию колонии я не мог — выгоняли»;
«Мне там все кишки поразбили»;
«В карантин привели, поставили на колени, начали электрошокером долбить и прыгать на нас»;
«В этой колонии убивали за ерунду»;
«И там уже не один такой висельник»;
«Его полдня пытали. Иголки под ногти засовывали, потом завели в туалет. Стращали, что макнут в унитаз головой и угонят в гарем. Пока пытали, он несколько раз сознание терял».
Все эти высказывания — слова очевидцев и пострадавших. В своих исках колонии ссылались на то, что слова бывших осужденных не подтверждаются «журналом о происшествиях», «информацией Мариинской прокуратуры по надзору за соблюдение законов в исправительных учреждениях», «постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела» и объяснениями самих сотрудников.
«На мой взгляд, доказательства, представленные истцами, не могут быть признаны надлежащими, так как изготовлены ими самими и не отражают реальность происходящего», — говорила юрист Екатерина Мельникова, представлявшая интересы Новашова.
Кроме того, облсуд удовлетворил апелляцию учреждений ФСИН об увеличении их расходов на судебные издержки с 60 до 70 тыс. рублей.
Андрей Новашов уточнил, что подаст кассационную жалобу.
Отметим, что Тайга.инфо рассказывала о смерти заключенного ИК-37 Мергена Ооржака, который упоминался в тексте «Сибирь.Реалий». Сначала в СИЗО отправили четырех сотрудников колонии Константина Бекренева, Евгения Филлипов, Сергея Скорина и Ивана Ласого, затем обвинения по ч. 4 ст. 111 УК РФ (нанесение тяжких телесных повреждений, повлекшее смерть) предъявили заключенному Александру Куковякину.
На сотрудников же колонии завели дело по ч. 3 ст. 285 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). По версии следствия, они не пресекли «преступные действия Куковякина». Бекренев, Филлипов, Скорин и Ласый получили лишь по 1,5 года колонии общего режима.
По делу о смерти Ооржака также осужден 33-летний заключенный Александр Куковякин, которого обвинили по ч. 4 ст. 111 УК РФ (нанесение тяжких повреждений, повлекшее смерть). Именно он, по версии обвинения, избил до смерти Ооржака. Впрочем в СК не стали сообщать, какое наказание получил Куковякин, приговор Яйского районного суда обжалован и до сих пор не опубликован.
Тайга.инфо подробно рассказывала об издевательствах в ИК №37 и реакции правоохранительных органов. Колонию «строгого вида режима для содержания осужденных мужчин» возглавлял Евгений Овчаров. Заключенных, которые решались рассказывать о пытках, преследовали по уголовным статьям о заведомо ложных доносах.
В декабре 2020 года Овчарова уволили после того, как он напал на мужчину в пивном магазине. Его сопровождали три заместителя майор Евгений Зенков, подполковник Сергей Толканов и майор Силенков. Фамилия Сергея Толканова напрямую упоминалась в СМИ в связи с сообщениями о пытках заключенных.