«Голос» объявили «иноагентом» из-за перевода 200 рублей от жительницы Армении
Российские власти объяснили внесение движения за права избирателей «Голос» в реестр незарегистрированных организаций, признанных иностранными агента. Оказалось, что решение принято из-за перевод около 200 рублей от гражданки Армении, которого вообще могло и не быть в реальности.
Суд рассмотрел иск «Голоса» к Минюсту по оспариванию включения в список «иноагентов». На заседании министерство представило свое единственное доказательство, но без каких-либо подтверждающих документов, отметил сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц в фейсбуке.
В справке министерства было сказано: «В Минюст России 24 июня 2021 года из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о том, что в адрес Фонда содействия правового просвещения населения „Лига избирателей“ в апреле 2021 года были переведены денежные средства двумя операциями в размере около 200 рублей от движения в защиту прав избирателей „Голос“, которое, в свою очередь, в этот же период получило денежные средства от Манукян Норайр Львовны — гражданки Республики Армении».
То есть в документе не оказалось ни конкретной даты, ни точных сумм, отметил Мелконьянц. Более того, у движения «Голос» нет никакого банковского счета, но доказательств того, как оно могло сначала получить деньги, а потом куда-то их переправить Минюст не представил, рассказал Мелконьянц.
Уже почти 190 тыс. человек подписали петицию с требованием отменить законы об «иностранных агентах». Первыми ее поддержали более 150 СМИ, некоммерческих организаций и движений. Они считают действия властей «наступлением» на гражданское общество и свободу слова.
«Личность Манукян Норайр Львовны тоже вызвала вопросы. Есть ли у нее гражданство Армении, есть ли гражданство России? Почему Минюст считает ее женщиной, хотя Норайр — это исключительно мужское имя (в переводе с армянского „новый мужчина“)? Мы ходатайствовали о привлечении г-ки Манукян в качестве свидетеля, чтобы можно было установить, что это реальный человек и прояснить все возникшие вопросы, но суд посчитал это ненужным для рассмотрения дела, — рассказали активисты. — Пытались мы ознакомиться и с информацией из Росфинмониторинга, на которую ссылается Минюст. Но Минюст заявил, что письмо из Росфинмониторинга только для служебного пользования (ДСП), и поэтому его могут показать только судье».
Письмо показали только судье, который утверждает, что справка Минюста соответствует содержанию письма из Росфинмониторинга.
«Причина того, что письмо не показывают истцам и не приобщают к материалам дела, может быть в том, что на его основе нельзя делать никаких выводов. В одном из процессов по другой НКО, оглашая содержание письма Росфинмониторинга, суд первой инстанции прочел следующее: „Обращаем ваше внимание, что данные сведения носят разведывательный характер, и для использования в суде необходимо получить подтверждение их достоверности в кредитной организации“. Естественно, и в нашем процессе никаких подтверждений достоверности невнятных „разведывательных сведений“ представлено не было», — подчеркнул сопредседатель «Голоса».
Несмотря на всё это Замоскворецкий районный суд Москвы отказался удовлетворить иск «Голоса». Активисты будут подавать апелляцию.
Сопредседатель «Голоса» Григорий Мелконьянц называл решение российских властей по внесению «Голоса» в список «иноагентов» «поствыборной реакцией и местью» и заметил, что на прошедших сентябрьских выборах движение «профессионально и масштабно» провело наблюдение. После включения движения в реестр, власти решили внести в список СМИ-«иноагентов» некоторых региональных координаторов «Голоса», в том числе Екатеринау Кильтау (Алтайский край), Алексея Петрова (Иркутская область) и Сергея Пискунова (Кемеровская область).
Читайте также: Объявленный «иноагентом» иркутский историк не получал денег из-за рубежа