Депутаты, мэрия и силовики недовольны работой новосибирского минтранса
Работу министерства транспорта Новосибирской области под руководством Анатолия Костылевского продолжают критиковать после коррупционных скандалов. Новыми конфликтными точками стали внедрение транспортной модели агломерации и программа «безопасных дорог».
Депутаты транспортного комитета новосибирского заксобрания раскритиковали проект интеллектуальной транспортной системы новосибирской агломерации. Она должна была предусматривать «автоматизацию процессов управления дорожным движением».
Начальная цена контракта составила 32,5 млн рублей. На аукцион заявились три компании, в том числе АО «Ситроникс» — дочерняя структура известной корпорации АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Если две компании снизили максимальную цену в пределах 30 млн, то «Ситроникс» сразу же предложил сделать все работы за 4,5 млн рублей и получил контракт. По нему компания должна была сдать проект еще до 30 декабря 2020 года, но в карточке договора на сайте госзакупок сказано, что даже в конце сентября 2021 года контракт не был исполнен. Кроме того, власти Новосибирска, Бердска, Оби, Искитима, Кольцово и Новосибирского района объявили связанные с этим же проектом конкурс на «Внедрение интеллектуальной транспортной системы Новосибирской агломерации, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением». И его тоже выиграл «Ситроникс» за 10 млн рублей при начальной цене в 40 млн. По всем контрактам с муниципальными властями «Ситроникс» должен отчитаться уже до 30 апреля. Но начались проблемы.
«Многочисленные претензии к проекту были предъявлены ТУАД [ГКУ „Территориальное управление автомобильных дорог“], министерством цифрового развития, мэрией Новосибирска, управлением МВД РФ по Новосибирской области, администрацией Искитима. Повторяющиеся замечания — отсутствие интеграции проектного решения с существующей инфраструктурой и имеющимся программным обеспечением», — сообщила пресс-служба заксобрания.
Но контракты с, видимо, влиятельной организацией так и не были разорваны. Вместо этого вице-президент компании Алексей Морозов утверждает, что проектная документация прошла успешную оценку в части сметного и инженерного решения. А министр Костылевский говорит, уже подписан акт приемки выполненных работ. Но у парламентариев была информация, что, как минимум, три из шести — Новосибирский район, Искитим и Бердск — не подписывали акты приемки.
Общий объем госконтрактов «Ситроникс» с 2017 года, по данным сервиса RusProfile, уже превысил 21,5 млрд рублей.
«На апрельском заседании мы рассматривали 1 июля 2021 года как точку невозврата. Она пройдена, — напомнила министру зампред транспортного комитета заксобрания Елена Тырина. — И только теперь в октябре начинаются торги. Хватит ли нам оставшегося до конца года времени, чтобы освоить выделенные из федерального бюджета 80 млн рублей?» Деньги должны были пойти на покупку серверов и программного обеспечения для центра управления интеллектуальной транспортной системой, но сроки конкурсных процедур вызывают вопросы депутатов.
Вопросы возникли и у Контрольно-счетной палаты региона. «Весь проект оценивается более чем в 5 млрд рублей. На первый этап (по 2023 год включительно) предусматривается 700 млн рублей. Получается, что в 2024 году, когда планируется завершить внедрение ИТС, мы должны будем освоить остальные 4 млрд рублей?» — заметил аудитор Валерий Алёхин.
Транспортный комитет под руководством Майиса Мамедова порекомендовал специально внести проект в план проверок Контрольно-счетной палаты. Это может свидетельствовать о недоверии депутатов к транспортной политике правительства.
Депутаты не остановились на критике транспортной модели. На последнем заседании профильного комитета заксобрания они раскритиковали работу автоматических комплексов фото- и видеофиксации нарушений, которой занимается подконтрольное минтрансу госучреждение «Центр организации дорожного движения». По мнению зампреда комитета Сергея Титкова, необходимо разобраться в эффективности рассылки извещений о штрафах, годовая стоимость которой достигает 100 млн рублей.
«Фото- и видеофиксация вызывает много вопросов и у депутатского корпуса, и у населения, — считает глава комитета Мамедов. — В том числе, нужно ли нам такое количество камер, и что это нам дает. Если полученные деньги идут на развитие, чтобы уменьшить число пробок, ДТП — тогда пожалуйста. Но, как мы видим, пробки не уменьшаются. Сокращение аварийности — тоже вопрос спорный. Куда эти деньги идут? Получается, в какой-то степени это побор. Собираются деньги, а улучшений население не видит».
«Заслуги» министерства
Вопросы, которые остаются без ответов, можно прямо адресовать министру транспорта Анатолию Костылевскому. Его заместитель Сергей Ставицкий был арестован в марте 2021 года по подозрению в получении взяток через начальника госучреждения «Территориальное управление дорог Новосибирской области» Михаила Чуманова. Того отправили в СИЗО еще в конце декабря 2020-го. Дело в отношении него, его брата Игоря Листопада, директора «Новосибирскавтодора» по эксплуатации и содержанию автомобильных Сергея Илюшина и экс-совладельца ООО «Бастион» Самира Асадуллаева было возбуждено по ч. 2 и ч. 6 ст. 290 (получение взяток в значительном и особо крупном размере), ч. 2 и ч. 5 ст. 291 (дача взяток) и ч. 4 ст. 291.1 УК (посредничество в даче взяток).
После возбуждения громкого дела стало известно, что еще раньше свой пост покинул начальник управления дорожного комплекса минтранса Сергей Эпов.
Источник Тайги.инфо утверждал, что после сентябрьских выборов из-за коррупционных скандалов с его замом Костылевского отправят в отставку, но чиновник, видимо, пока удержался в кресле. Не без помощи более высоких покровителей, считает другой собеседник редакции.
Одним из показателей эффективности работы министерства, в частности, считается взаимодействие с федеральным центром. Но строительство Восточного обхода Новосибирска уже непростительно сорвано, а ведь Костылевский курировал его не только в должности министра, но и будучи замглавы федерального «Сибуправтодора» до 2017 года. Другой мега-проект — Юго-Западный транзит, который должны были начать развивать уже после строительства Бугринского моста, который открывал лично Путин — так и остался на бумаге.
Серьезные вопросы вызывает и главная, на данный момент, стройка региона — четвертый мост через Обь, который должен быть платным.
Новосибирское правительство подписало соглашение на строительство платного моста с «Сибирской концессионной компанией» в декабре 2017 года. «СКК» принадлежит питерской группе «ВИС» и ее дочерней компании «Национальные транспортные концессии». АО группа «ВИС» владеет Игорь Снегуров. Ранее в числе собственников числился Дмитрий Рябов, который работает гендиректором АО «ТЭК „Мосэнерго“» Игоря Ротенберга. Впрочем представители компании заявляли о выкупе доли Рябова Игорем Снегуровым.
Инвестору гарантируется минимальный доход в 47 млрд рублей, который в случае незагруженности будет компенсирован из областного бюджета. Новосибирцы проводили акции протеста против такой модели финансирования.
Проект четвертого моста стал одним из триггеров для протестно настроенных горожан еще при прежнем губернаторе Владимире Городецком. Со сменой главы региона, несмотря на показательное давление заксобрания на концессионное соглашение, ситуация практически не изменилась. Более того, по сведениям депутатов горсовета Новосибирска, строители четвертого моста могли «сэкономить» около 500 млн рублей на закупке дешевых турецких труб вместо предусмотренных проектом немецких. Замдиректора «Сибирской концессионной компании» Евгений Фирсов не смог ответить, куда ушли деньги. Власти также говорили, что на строящемся в рамках проекта ливневом коллекторе произошла просадка этих самых труб почти на метр.
Чиновники могли бы потребовать компенсации от группы «ВИС» за проблемы, связанные со строительством четвертого моста, включая экономию на материалах, заявил депутат горсовета Александр Бурмистров. Он призывал правоохранительные органы вмешаться.
Вместо чиновников регионального минстроя перед горсоветом Новосибирска и жителями отчитывались представители питерской группы «ВИС». У некоторых собеседников редакции, есть версия, что фигура Костылевского может быть, своего рода, гарантом для концессионера в региональном правительстве, что все прежние договоренности, вызывавшие вопросы у общественности, будут выполнены.
А вот у местных подрядчиков всё не так хорошо. За время работы чиновника в кресле первого замглавы сибирского управления «Росавтодора» («Сибуаправтодора») и министра транспорта крупнейшие региональные дорожные и мостостроительные компании столкнулись с очень серьезными проблемами. Такие компании как «Сибмост», «Сибавтобан» и «Опора» фактически уничтожены, а «Бастион» теперь фигурирует в деле о взятках в минтрансе. А то, как могут работать коррупционные схеме в минтрансе, подробно показывали спецслужбы — взятки, которые якобы на пальцах требовал начальник госучреждения «Территориальное управление дорог Новосибирской области» Михаил Чуманов исчислялись миллионами. Подрядчики, даже самые проверенные, в этом свете представили, отнюдь, не как преступники.
Наконец, более 60% дорог Новосибирской области, которые находятся в государственной собственности, не отвечают нормативам, говорилось в опубликованном заключении Контрольно-счетной палаты (КСП). При этом ситуация с дорогами местного значения гораздо лучше (только 37,3% ненормативны), хотя проблемы финансирования на муниципальном уровне стоят гораздо острее, чем на региональном. В целом проверка КСП установила массовые нарушения при ремонте дорог, включая срывы сроков работ.
Игорь Валов