"Коммерсантъ": Наука отбывать. Валентин Данилов приговорен к 14 годам строгого режима
Вчера Красноярский краевой суд приговорил ученого-физика Валентина Данилова к 14 годам заключения в колонии строгого режима. Согласно приговору, 58-летний ученый, признанный виновным в госизмене и мошенничестве, выплатит Красноярскому государственному техническому университету (КГТУ) 466 тыс. рублей. Защита ученого утверждает, что приговор вынесен незаконно, и намерена оспорить его в Верховном суде.
Ъ подробно рассказывал о деле господина Данилова. Напомним, что весной 2000 года УФСБ по Красноярскому краю обвинило сотрудника КГТУ физика Данилова в госизмене "в форме выдачи государственной тайны". В феврале 2001 года к этому обвинению добавили еще и мошенничество. Физику инкриминировали передачу китайским коллегам из Ланьчжоуского института физики Китайской академии космических технологий, сотрудничавшим с КГТУ, в период с декабря 1998 года по октябрь 1999 года секретных сведений об имитаторе комплексного воздействия космических условий на космические аппараты и об имитаторе высотного ядерного взрыва. Кроме того, по мнению следствия, Валентин Данилов якобы присвоил средства (466 тыс. рублей), которые китайцы перевели КГТУ на финансирование исследовательских работ в рамках соглашения о сотрудничестве. В октябре 2003 года дело ученого-физика передали в Красноярский краевой суд. 29 декабря 2003 года присяжные вынесли оправдательный вердикт по делу, признав господина Данилова невиновным. В январе 2004 года краевая прокуратура обжаловала приговор в ВС России, который направил дело на новое рассмотрение в Красноярский крайсуд. А 5 ноября 2004 года присяжные вынесли новый вердикт, признав ученого виновным в измене и мошенничестве. 10 ноября 2004 года Валентин Данилов был взят под стражу в зале суда. В краевой прокуратуре посчитали, что господин Данилов продолжает разглашать гостайну (он успел дать интервью газете Los Angeles Times), а также дважды нарушил данную им подписку о невыезде.
"Изобличен полностью"
Тезисы пятнадцатиминутной речи Валентина Данилова на заключительном заседании суда журналистам в перерыве вкратце пересказала адвокат Елена Евменова. Процесс по делу физика-"шпиона" проходил в закрытом режиме, и журналистов на заседания не пускали. "Мой подзащитный по-прежнему считает себя абсолютно невиновным не потому, что он такой упрямый, а потому, что он до сих пор не знает, в чем его обвиняют",– сказала адвокат.
По ее словам, в последнем слове господин Данилов сравнил свой процесс с так называемым обезьяньим делом в Америке, когда в 1825 году там судили учителя биологии, рассказавшего школьникам о теории Дарвина. "Мой подзащитный выразил надежду, что его дело не войдет в историю подобным образом",– подчеркнула госпожа Евменова.
Во второй половине дня после очередного перерыва журналистам разрешили присутствовать на оглашении резолютивной части приговора. У Валентина Данилова, слушавшего приговор стоя в клетке, было красное от нервного напряжения лицо. Он низко опустил голову и прилагал заметные усилия, чтобы удержаться на ногах. Ученому пришлось принимать лекарства, у него чуть было не случился сердечный приступ. Между тем с каждой строчкой приговора голова подсудимого опускалась все ниже и ниже.
Судья Андрей Афанасьев приговорил Валентина Данилова к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима (гособвинение требовало для ученого 17 лет). Валентина Данилова обязали также выплатить по гражданскому иску КГТУ о возмещении ущерба 466 тыс. руб. Кроме того, судья решил, что ранее изъятая у господина Данилова секретная информация на компьютерных дискетах должна быть уничтожена, как и полученный в свое время ученым от китайских коллег памятный знак "За героическую борьбу". Закончив чтение приговора в гробовой тишине, судья, видимо, забыл о положенной в таких случаях по закону фразе "подсудимый, вам понятен приговор?". Этот вопрос так и не прозвучал, а журналистов быстро попросили к выходу.
В это время в вестибюле краевого суда замначальника красноярского УФСБ Сергей Блинов уже давал интервью. "Я удовлетворен исходом процесса, Данилов изобличен полностью,– говорил господин Блинов.– Он выдал государственную тайну Российской Федерации и похитил государственные средства. Сведения, выданные им, наносят ущерб внешней безопасности России. Это подтверждено показаниями свидетелей и экспертов. Сведения были необходимы китайской стороне для решения военных задач". Вечером в прямом эфире краевого телевидения выступил коллега господина Блинова начальник следственного отдела УФСБ Владислав Добров. Он с гордостью признал, что "удовлетворен многолетним тяжким трудом" и приговором, вынесенным ученому-"шпиону".
Свидетели защиты не дожили до процесса
"Приговор очень странный,– сказала Ъ адвокат Валентина Данилова Елена Евменова.– Зачитывая резолютивную часть приговора, судья сказал, что действия Данилова, связанные с передачей сведений об имитаторе комплексного воздействия космических условий на космические аппараты, он квалифицирует как госизмену и назначает 12 лет лишения свободы, а действия, связанные с передачей сведений об имитаторе высотного ядерного взрыва, он также квалифицирует как госизмену и назначает 13 лет. Но на предварительном следствии оба этих эпизода квалифицировали вместе как госизмену, и судья должен был назначить по ним одно наказание. С точки зрения права это настолько невероятно, что я даже не могу это комментировать. Это абсолютно незаконно".
Касаясь выдвинутого в отношении ее подзащитного обвинения в мошенничестве, адвокат Елена Евменова сказала, что Валентин Данилов никогда не отрицал, что получил от китайских коллег деньги. "Они были потрачены на выполнение работ по контракту,– говорит адвокат.– Деньги были перечислены на счета двух московских компаний (’Софткомсервис’ и ’Аве-Адель’.–Ъ), которые их обналичили и выплатили ему". Следствие не доказало, что Валентин Данилов присвоил эти деньги, утверждает адвокат. "Он передал их людям, которые непосредственно выполняли научно-исследовательские работы,– говорит госпожа Евменова.– Это были некто Елгин из Новосибирского университета и Гусельников из КГТУ. Но их в рамках следствия не допрашивали. Дело в том, что Елгин умер в Греции в 2000 году, а Гусельников болел и умер в Красноярске примерно в то же самое время".
Не менее серьезные претензии у адвоката Елены Евменовой к коллегии присяжных, сформированной для повторного рассмотрения дела Валентина Данилова. По мнению адвоката, коллегия была сформирована вопреки федеральному закону. "В краевой прессе не были своевременно опубликованы списки присяжных. Их опубликовали лишь 9 ноября, через четыре дня после вынесения вердикта по делу Валентина Данилова,– говорит адвокат.– Но это еще не все. Нам стало известно, что прежде чем пригласить присяжных заседателей, им высылали анкеты. Предварительное анкетирование противозаконно. Обвинение имело доступ к информации о присяжных значительно раньше защиты".
Но это не самое главное, считает адвокат. По ее словам, присяжные по делу Валентина Данилова "отличались от обыкновенных присяжных". "Среди них было больше мужчин. Некоторые были, так сказать, ’статусные’ люди,– утверждает Елена Евменова.– Один из них не сообщил, что его дочь и зять работают в краевом УВД. А все отводы, которые мы заявляли присяжным, суд отклонил. Среди присяжных было к тому же много людей, имевших доступ к секретной информации и соответствующие допуски. Мы считаем, что на них могло оказывать давление в рамках дела УФСБ".
Елена Евменова уже в начале декабря этого года намерена подать жалобу в Верховный суд России на вчерашний приговор краевого суда. "Хотя я не очень надеюсь на Верховный суд,– говорит адвокат.– Но я идеалистка".
Алек Ахундов, Игорь Клебанский, "Коммерсантъ", 25 ноября
Смотрите также:
"Коммерсантъ": "Установка Данилова похожа на телевизор "Рубин""