The Wall Street Journal: Протесты пробивают броню Путина
Задушенная оппозиция зарабатывает очки на народном гневе по поводу отмены льгот
На прошлой неделе, когда сотни разгневанных пенсионеров вышли на улицы Перми протестовать против отмены государственных льгот, милиция обвинила нескольких радикально настроенных студентов в организации беспорядков и задержала их. Но демонстрации были в основном стихийными, и эта мера почти не возымела действия.
События захватили деятелей оппозиции врасплох, но они быстро осознали, что им представился редкий политический шанс, и присоединились к участникам демонстраций, усилив брожение. Этот сценарий, повторившийся во многих городах России, внес оживление в ряды противников Кремля, списанных со счетов после того, как Путин усилил свой контроль в стране.
"Народ просыпается, – говорит Роман Юшков, защитник окружающей среды, который помогает координировать демонстрации протеста в Перми. – Это начало настоящего народного движения".
Популярность Путина уже страдает. Из результатов опроса, опубликованных в пятницу, видно, что его рейтинг упал до самого низкого уровня с момента прихода к власти в 2000 году. Хотя 32% россиян по-прежнему считают, что он справляется со своей работой "хорошо" или "прекрасно", это на 5% меньше, чем в декабре.
Социологи отмечают, что сторонники Путина среди молодежи и людей среднего возраста, которым выгодны стабильность и экономический рост, остаются верными президенту. Демонстрации, и правда, редко собирают больше нескольких тысяч участников.
И тем не менее, ослабленная российская оппозиция в полной мере извлекает выгоду из смены настроений. В парламенте коммунисты собирают подписи за вотум недоверия правительству и уже собрали почти 90 голосов, необходимых для того, чтобы поставить вопрос в повестку дня. Пять законодателей из фракции "Родина", обычно лояльной Кремлю, объявили голодовку.
"Это серьезный шанс для оппозиционных партий, – говорит Ростислав Туровский, аналитик московского Центра политических технологий. – Все они сейчас борются за голоса обездоленных".
Это привело к созданию неожиданных альянсов. В ряде городов демонстрации организуют совместно коммунисты и "Яблоко", старая прозападная партия, выступающая за свободный рынок и имевшая мало общего с левыми. Ситуация начала меняться после декабрьских выборов 2003 года, когда пропутинские партии выбили "Яблоко" из парламента.
"Нас связывает с коммунистами враждебное отношение к режиму Путина, – заявила представитель "Яблока" Галина Михайлова. – Когда нет свободного парламента и СМИ, остается только улица".
Главной причиной гнева является закон, заменивший такие льготы, как бесплатный проезд и лекарства для пенсионеров, инвалидов и участников войны, денежными выплатами. Демонстранты утверждают, что выплаты не компенсируют утраченные блага.
Правительство обещало использовать огромные бюджетные излишки на повышение пенсий и дало льготные проездные билеты миллионам пенсионеров.
Но аналитики и участники демонстраций говорят, что этого мало, чтобы погасить недовольство. Правительство начинает масштабную модернизацию советской системы социальной защиты, и это влечет за собой повышение платы за коммунальные услуги, а также конец бесплатного здравоохранения и образования. Для российских стариков и социально незащищенных групп потрясение будет сильным.
Демонстрации в Перми начались на прошлой неделе, когда тысячи людей на протяжении двух дней перекрывали главную трассу. "Все это было спланировано молодыми бузотерами, которым все равно, против чего бунтовать", – заявил исполняющий обязанности губернатора Перми Олег Чиркунов.
Юшков говорит, что губернатор ошибается. "Власти так и не поняли, что это стихийные протесты", – заявил он.
По словам эколога, его самого удивил накал демонстраций. Обычно жители Перми настолько апатичны, что регион прозвали "политическим болотом" России. Пермь сравнительно богата: здесь есть нефтеперерабатывающие предприятия, химическое производство (поташ) и завод по производству ракетных двигателей. Средние доходы высоки, безработица невелика. На мартовских выборах президента более 72% пермяков голосовали за Путина, что чуть больше, чем в целом по стране.
Но наблюдатели отмечают, что пермские пенсионеры недовольны давно. Как сотни тысяч россиян, многие утратили свои сбережения в 1992 году, когда правительство отпустило цены, потеряли деньги во время финансового кризиса 1998 года и видят, как теперь их скромные пенсии съедает инфляция. Отмена бесплатного проезда стала последней каплей.
Захваченные врасплох пермские оппозиционеры быстро присоединились к акциям протеста. Вскоре образовался альянс из местных троцкистов, радикально настроенных "зеленых" и коммунистов, который добился встречи с Чиркуновым. В среду он на протяжении трех часов пытался объяснить примерно 600 участникам акций смысл реформы. Его речь часто прерывали выкриками: "Лжец!", "Вор!" и "Враг народа!"
"Это лишь начало нашей борьбы", – воскликнул отставной полковник милиции Александр Сорокин под аплодисменты толпы.
Сорокин, Юшков и еще 24 человека были избраны в комитет по переговорам с Чиркуновым: он предложил льготные проездные билеты всем пенсионерам, студентам и инвалидам, но, по словам его противников, протесты продолжатся до тех пор, пока он не введет на год мораторий на исполнение всего закона о льготах.
Лояльный Путину Чиркунов обещает оставаться твердым. Он говорит, что все уступки, касающиеся транспорта, сделают дальнейшую реформу системы льгот невозможной. "Если я сдамся, я не смогу провести эти реформы, – заявил он. – Пути назад нет".
The Wall Street Journal, Гай Чейзан, 25 января