"Ведомости": Похищение Европы. У сибирских музыкантов можно учиться европейским манерам
05 Фев 2005, 00:33
Петр Поспелов
Ведомости
04.02.2005, №19 (1301)
НОВОСИБИРСК — Город в центре России уверенно превращается в третью музыкальную столицу страны. Лидер процесса — Новосибирский театр оперы и балета, где приступил к осуществлению своих планов недавно назначенный главный дирижер — хорошо знакомый москвичам и петербуржцам Теодор Курентзис. По его инициативе образованы два новых коллектива — оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian Singers, только что давшие свои первые концерты.
Оперных и балетных спектаклей в новосибирском театре сейчас нет: идет реставрация, которую должны закончить к осени. Циклопических масштабов сцена расчищена и напоминает карьер, где добывают руду. В огромном зрительном зале стоят строительные леса, а на репетиционной сцене — нижний этаж декораций “Аиды”: этот спектакль, сделанный Теодором Курентзисом вместе с режиссером Дмитрием Черняковым, готовят к вывозу в Москву, на фестиваль “Золотая маска”. Концерты двух новых коллективов пришлось проводить вне стен театра — в зале Новосибирской консерватории и в Кафедральном соборе.
Когда с хоров собора зазвучали невидимые лютня, клавесин, орган и женские голоса, впору было потерять географические координаты. Казалось, ты находишься не в Сибири, а где-нибудь в голландском Утрехте: насколько несовместимым с привычными российскими представлениями о стиле образом излагались строфы “Уроков тьмы” Франсуа Куперена и речитативы “Представления о душе и теле” Эмилио Кавальери. Столь же свежо прозвучали и знаменитые фрагменты из “Страстей” Баха и Реквиема Моцарта, а кульминацией программы стали самые внушительные части из Немецкого реквиема Брамса. Для их исполнения потребовалось всего 27 хористов — так поют продвинутые хоры в Европе, предпочитая напору хоровой массы точную простроенность и слитность звука. Впрочем, успехам хора удивляться не приходится: New Siberian Singers — это хоровой ансамбль, составленный по большей части из молодых участников театрального хора, а хор Новосибирского театра, руководимый хормейстером Вячеславом Подъельским, давно завоевал репутацию одного из лучших в России.
Другое дело камерный оркестр Musica Aeterna — новый коллектив, объединивший талантливую молодежь города. За полгода работы с ним Теодор Курентзис добился редкостных успехов в освоении барокко и классицизма. Правда, инструментарий пока не позволяет оркестру соблюдать все догмы исторического исполнительства — не все музыканты играют на жильных струнах, а натуральные духовые инструменты и низкий строй остаются делом будущего. Тем не менее можно сказать, что в России появился третий аутентичный оркестр — вслед за петербургским Оркестром Екатерины Великой и московским Pratum Integrum. Кстати, вожаки петербургского фестиваля Earlymusic, организующей силы исторического исполнительства в России, не упустили случая приехать в Новосибирск на презентацию новых коллективов и немедля начали строить совместные планы.
Вместе с тем Теодор Курентзис и его музыканты не ограничиваются только старинной музыкой. Наряду с Генделем и Перселлом, Бетховеном и Березовским в программах пелась и игралась музыка Пярта и Шнитке. А также Чайковского: оказалось, что “Пиковая дама” только выигрывает, когда музыканты меняют современные смычки на барочные, чтобы сыграть интермедию “Искренность пастушки” в соответствии с нормами XVIII в.
Новые проекты новосибирского театра совсем не игры. Опыт работы в камерном, старинном, современном стилях должен быть спроецирован на большие оперные и симфонические проекты. Теодор Курентзис, убежденный максималист, намерен превратить театр в целый организм, единый в своих музыкальных и философских измерениях, — такой, где происходит воспитание не только чувств, но и духа. Вынужденные простои в регулярной работе театра — хорошее время для внедрения новых идей. Сейчас делу помогает энтузиазм молодых исполнителей: глядя на их восторженные и серьезные лица, удовольствие получаешь не меньшее, чем от музыки. Но вскоре в театре снова пойдут оперы и балеты — и тогда станет понятно, насколько энергии реформаторов хватит на то, чтобы проникнуть ею будни самого большого музыкального театра страны.
Ведомости
04.02.2005, №19 (1301)
НОВОСИБИРСК — Город в центре России уверенно превращается в третью музыкальную столицу страны. Лидер процесса — Новосибирский театр оперы и балета, где приступил к осуществлению своих планов недавно назначенный главный дирижер — хорошо знакомый москвичам и петербуржцам Теодор Курентзис. По его инициативе образованы два новых коллектива — оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian Singers, только что давшие свои первые концерты.
Оперных и балетных спектаклей в новосибирском театре сейчас нет: идет реставрация, которую должны закончить к осени. Циклопических масштабов сцена расчищена и напоминает карьер, где добывают руду. В огромном зрительном зале стоят строительные леса, а на репетиционной сцене — нижний этаж декораций “Аиды”: этот спектакль, сделанный Теодором Курентзисом вместе с режиссером Дмитрием Черняковым, готовят к вывозу в Москву, на фестиваль “Золотая маска”. Концерты двух новых коллективов пришлось проводить вне стен театра — в зале Новосибирской консерватории и в Кафедральном соборе.
Когда с хоров собора зазвучали невидимые лютня, клавесин, орган и женские голоса, впору было потерять географические координаты. Казалось, ты находишься не в Сибири, а где-нибудь в голландском Утрехте: насколько несовместимым с привычными российскими представлениями о стиле образом излагались строфы “Уроков тьмы” Франсуа Куперена и речитативы “Представления о душе и теле” Эмилио Кавальери. Столь же свежо прозвучали и знаменитые фрагменты из “Страстей” Баха и Реквиема Моцарта, а кульминацией программы стали самые внушительные части из Немецкого реквиема Брамса. Для их исполнения потребовалось всего 27 хористов — так поют продвинутые хоры в Европе, предпочитая напору хоровой массы точную простроенность и слитность звука. Впрочем, успехам хора удивляться не приходится: New Siberian Singers — это хоровой ансамбль, составленный по большей части из молодых участников театрального хора, а хор Новосибирского театра, руководимый хормейстером Вячеславом Подъельским, давно завоевал репутацию одного из лучших в России.
Другое дело камерный оркестр Musica Aeterna — новый коллектив, объединивший талантливую молодежь города. За полгода работы с ним Теодор Курентзис добился редкостных успехов в освоении барокко и классицизма. Правда, инструментарий пока не позволяет оркестру соблюдать все догмы исторического исполнительства — не все музыканты играют на жильных струнах, а натуральные духовые инструменты и низкий строй остаются делом будущего. Тем не менее можно сказать, что в России появился третий аутентичный оркестр — вслед за петербургским Оркестром Екатерины Великой и московским Pratum Integrum. Кстати, вожаки петербургского фестиваля Earlymusic, организующей силы исторического исполнительства в России, не упустили случая приехать в Новосибирск на презентацию новых коллективов и немедля начали строить совместные планы.
Вместе с тем Теодор Курентзис и его музыканты не ограничиваются только старинной музыкой. Наряду с Генделем и Перселлом, Бетховеном и Березовским в программах пелась и игралась музыка Пярта и Шнитке. А также Чайковского: оказалось, что “Пиковая дама” только выигрывает, когда музыканты меняют современные смычки на барочные, чтобы сыграть интермедию “Искренность пастушки” в соответствии с нормами XVIII в.
Новые проекты новосибирского театра совсем не игры. Опыт работы в камерном, старинном, современном стилях должен быть спроецирован на большие оперные и симфонические проекты. Теодор Курентзис, убежденный максималист, намерен превратить театр в целый организм, единый в своих музыкальных и философских измерениях, — такой, где происходит воспитание не только чувств, но и духа. Вынужденные простои в регулярной работе театра — хорошее время для внедрения новых идей. Сейчас делу помогает энтузиазм молодых исполнителей: глядя на их восторженные и серьезные лица, удовольствие получаешь не меньшее, чем от музыки. Но вскоре в театре снова пойдут оперы и балеты — и тогда станет понятно, насколько энергии реформаторов хватит на то, чтобы проникнуть ею будни самого большого музыкального театра страны.
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522