Daily Telegraph: "Железная леди" завоевывает Сибирь
Одинокая фигурка появляется на гребне холма, ее окружают засыпанные снегом ели. Она тянет за собой груженую тележку марки Hercules, изо рта у нее валит пар. Стоит мороз минут 20 по Цельсию. 58-летняя Рози Суэйл Поуп, английская старушка, преодолела полмира и дошла до Восточной Сибири. Тонкие ноги медленно останавливаются, из-под капюшона показывается обветренное лицо: "О, рада вас видеть".
Почти год и три месяца прошло с тех пор, как она покинула свой дом в Тенби Уэльс и начала кругосветное путешествие с целью сбора денег на благотворительные нужды.
Она прошла через Восточную Европу, страны Балтии и дошла до далеких уголков России. Ее сбивал автобус, ей угрожали ножом, окружали волки, однажды на нее напал дикий кабан.
Но теперь наступил самый тяжелый момент путешествия – сибирская зима. "Это точно "холодная война". Приходится буквально сражаться за жизнь".
Ночью температура падает до минус 40, а когда она доберется до Якутска, там может оказаться еще холоднее.
Ее зубная паста замерзла, и теперь она чистит зубы солью, а колышки ее палатки постоянно потрескивают. Местные буряты считают ее сумасшедшей. "Я понимаю, когда туристы едут в теплые страны, но это: – говорит таксист Георгий с недоумением. – Она, наверное, железная леди".
Миссис Поуп сохраняет невозмутимость. С корреспондентом Telegraph она встретилась на дороге, ведущей от озера Байкал во Владивосток. "Этот холод – это просто тренировка перед тем, что меня еще ждет, – говорит она. – Сегодня на самом деле довольно тепло".
Это прозвучало абсурдно на фоне заснеженного пейзажа. Поставить палатку и приготовить еду на крохотной керосиновой плите в этой обстановке становится мучительно трудным и отнимает часы.
Диета миссис Поуп состоит из гречневой каши, тушенки, иногда фруктов, которые она покупает в придорожных магазинах, витаминной добавки и свиного жира, которым она также смазывает лицо и ноги, чтобы они лучше сохраняли тепло.
Умаявшись за день, она, как правило, спит крепко, если только ее сон не нарушают голодные мыши, которые пробираются в палатку. Однажды ее окружила стая волков. Сначала она подумала, что это собаки и пыталась их накормить.
Самый худший ее враг – одиночество. "Иногда оно ранит меня как нож". Но у нее есть спутниковый телефон, и она поддерживает связь с друзьями, сыном Джеймсом, дочерью Евой и трехлетним внуком Майклом.
Она вступила на этот путь, когда в 2002 году ее муж Клайв в возрасте 73 лет умер от рака простаты. С тех пор она решила путешествовать по миру и собирать деньги для благотворительной организацию Prostate Cancer, занимающейся лечением рака простаты, а также для детского дома в российском городе Китеже.
Она привыкла к приключениям и вниманию общественности. В 1970-х она попала в газетные заголовки, проплыв на яхте нагишом вместе со своим первым мужем через тропики из Англии в Австралию. В 1983 году она в одиночку пересекла Атлантику, а потом в Чили проскакала на лошади 2 тысячи миль.
В этот раз ее путь лежит до Магадана на тихоокеанском побережье России. Оттуда она самолетом доберется до Аляски или пойдет еще дальше на север к Берингову проливу, чтобы пересечь его по льду. Потом ее путь продолжится в Америке и Канаде, откуда она на вертолете доберется до Гренландии и Исландии и, наконец, к марту 2006 года вернется домой.
Когда она выходила из своего дома в Англии, она несла огромный рюкзак, от которого избавилась во Владимире, где кто-то дал ей детскую коляску. В это же время ей подарили необычный подарок – картину, прикрепленную к ветке дерева. "Так что Урал я пересекала с деревом в коляске", – говорит она со смехом.
С коляской она прошла 1500 миль; когда ей доставили Hercules, она была уже в Центральной Сибири. Правда, она говорит: "Если еще похолодает, мне, возможно, придется заменить Hercules на северного оленя".
Замерзнуть до смерти – не единственная опасность. Грабитель, угрожая ей ножом, требовал, чтобы она отдала ему спутниковый телефон, но пошел на попятный, когда она резко оттолкнула его. "Это было так нетипично, – говорит она. – Теплота русских просто невероятна". В другой раз, когда мужчина с топором пытался ее догнать, оказалось, что он лесоруб, который хотел пригласить ее в гости.
В самые тяжелые моменты своего путешествия она обращается за душевными силами к памяти мужа. "После того как умер Клайв, я поняла, что нужно жить на пределе возможностей. Жизнь – это великая ценность. Иногда какая-то идея просто возникает, будто в основании позвоночника, и ты не можешь ей сопротивляться. Клайв хотел бы, чтобы я была здесь и занималась тем, чем я занимаюсь".
Том Парфитт, Daily Telegraph, 24 января