Агентство национальных новостей: Китайцы «оккупируют» Алтай

20 Июн 2005, 18:49

БАРНАУЛ, 20 июня (Корр. АНН. Сергей Попов). Граждан Поднебесной на Алтае около тысячи. Официально. Неофициально, как признают официальные лица, гораздо больше. Сколько - никто сказать не может.

Но представители спецслужб с тревогой говорят о «ползучей китаизации» Алтая. «Обычной стала схема их проникновения в Россию через казахскую границу. И по казахстанским паспортам. На лица ведь схожи. Применяют они и такой трюк – официально легализуется один китаец, а по его паспорту живет еще десять…Половина из них – аферисты и проходимцы», - таково мнение одного из них.

Год назад в центре Барнаула появилась «Академия восточной медицины». «Академик» там был один – улыбчивый китаец, ласково просивший называть его «доктором Толей». Он обещал избавить сразу от всех недугов. Люди не обращали внимания на то, что кабинет не был специально оборудован для лечения больных, что не соблюдались элементарные санитарные нормы. Медицинские иглы, которые использовались при сеансах иглотерапии, обрабатывались неизвестно как.

В этом же кабинете "Толя" готовил лекарственные препараты для больных. Пациентам о примерном их составе и возможных побочных последствиях он,само собой, не сообщал. В перерывах между сеансами "Толю" навещали девушки легкого поведения, учащиеся профтехучилищ и бомжихи. С ними он предавался усладам на той же кушетке, где недавно лежал больной.

Настоящее имя "Толи" - Чжао Чжэньдэ. Этот 50-летний фельдшер приехал на Алтай шесть лет назад погостить. В Китае остались жена, дочки и делянка леса. Чжао помогли найти работу и заняться врачеванием. Он смог оформить в районной администрации лицензию на частную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Малограмотный фельдшер приступил к частной медицинской практике без лицензии. В кабинетике "Толи" частенько останавливались с ночевкой его соотечественники из других городов Сибири. Попадались среди них и китайцы, приезжавшие на Алтай отнюдь не с добрыми намерениями по отношению к России.
ГУВД Алтайского края аннулировал вид на жительство в России гражданину КНР Чжао Чжэньдэ и предложил ему покинуть Россию. "Я не люблю Россию, и чтобы сделать хоть что-то неприятное этой стране, буду трахать всех русских женщин", - пригрозил напоследок "Толя".

Зачем китайцам русские имена

Все началось с вещевых рынков: два появились в Барнауле, один – в Бийске. Утолив товарный голод россиян, китайцы принялись решать и демографические проблемы.

«Не редкость стало, что у китайского бизнесмена жена и дети остались дома, а здесь появляется новая, русская жена. А порой они рядом дружно помогают ему вести бизнес», - делится продавщица с китайского рынка Любовь Авдеева.

- После работы мы готовим еду, стираем, смотрим телевизор, - рассказал корреспонденту АНН Фунге Джан, старший на рынке от граждан Китая. - У нас нет возможности пойти куда-нибудь - мы ведь почти не знаем русского языка. Конечно, молодые гуляют, но не допоздна - ведь с утра на работу.

Отправляясь в Россию, многие китайцы берут вещи, напоминающие им о доме. Их комнаты украшены национальными картинами, флагами КНР.

- Многие хранят фотографии родных, семейные видеосъемки. У меня, например, есть кассета с моим внуком. Каждый раз, как смотрю, - душа радуется, - поделился Фунге.
Пожалуй, единственное, что заимствуют китайцы у русских, - это имена.

- Русским продавцам трудно произносить и запоминать наши имена, - рассказала работница китайского рынка Таня Хоа. - Поэтому говорят: "Ты будешь Колей (Ваней, Машей и т. д.)". Это упрощает общение с русскими.

«Китайцы скупают лучшие места на рынках, наших людей выгоняют. Не обходится без коррупции в районных и городской администрации", - пожаловался барнаульский бизнесмен на недавнем съезде предпринимателей Алтая.

Что делают китайцы на Алтае

«Только недавно ввели миграционые карты, - рассказывает сотрудник миграционного управления края Сергей Пахомов. - Они хотя бы позволяют посчитать, сколько китайцев к нам въезжает. А долгие годы такого единого учета вообще не было. Немало китайцев приезжает по фиктивным приглашениям от фирм, по безвизовому туробмену. Они приезжают сюда - и теряются. Примерно 70 процентов зарегистрированных китайских фирм существует только на бумаге. Китайцы как-то делали предложение одному барнаульскому вузу - их интересовал редкоземельный металл. Причем в объеме невообразимом - 20 килограммов. При том, что годовая потребность США в нем - всего 10 килограммов…».

Недавно в Барнауле был скандал: одна фирма решила построить первый в городе небоскреб. Обратилась к китайской строительной компании – она предложила построить быстро и недорого. Но тут возмутились местные строительные фирмы – заказ-то уплывает. Надавили на власть - и заказ отдали своим.

Последнее веяние – китайцы берут в аренду землю и скупают производственные мощности. Уже в десятке хозяйств Алтая заправляют китайцы. Особенно много их в Павловском районе. Последней появилась "Агрофирма Алтай". Ее учредителями стали три гражданина КНР. Привлекли иностранных инвесторов 10 тысяч гектаров земли, принадлежащей находящимся на грани банкротства хозяйствам.


Учредители погасили все долги алтайских банкротов. По договору они обязались сохранить основное производство, увеличить заработную плату и регулярно ее выплачивать. Четыре тысячи гектаров должны быть отданы под пшеницу, 800 га - под подсолнечник, 200 га - под сахарную свеклу и 3 тысячи га - под кормовые культуры. Китайские сезонные рабочие будут выращивать здесь арбузы, капусту, морковь, виноград. Пока китайцев пять, но должны подъехать еще около двадцати-тридцати. Все овощеводство и виноградарство будет осуществляться силами китайских рабочих. Местным жителям оставлены традиционные зерновые и кормовые культуры.

Единодушия по поводу появления китайского хозяина в Павловском районе нет. Одни верят, что "заграница нам поможет", другим неприятно, что родная земля отдана чужеземцам. И хотя последнее утверждение с юридической точки не совсем верно, ведь китайцы купили сельхозпредприятия, а не землю - местные жители разошлись в оценке этого факта.

- Нормальные мужики, аккауратные, работящие, - рассказывает тракторист Сергей Минай. – Сразу потребовали мастерскую от грязи почистить, всю технику инвентаризировать, каждому раздали должностные инструкции. Сказали : будете все выполнять, стараться – зарплата вырастет. Будете водку пить – по миру пойдете. Ну чего же не работать с таким нормальным хозяином?

- Почему они не хотят отдать землю нам, а китайцам преподнесли на "блюдечке"? – спрашивает фермер Виктор Синельников. - Ну, хоть бы пятьсот гектаров нам предложили! Мы ведь местные, здесь работаем и не будем из-за границы рабочих привозить. Сейчас вот у меня двое наемных рабочих из местных. А если бы мы расширились? Сейчас у нас (а со мной работают еще три фермера) на всех - 900 гектаров земли, а можем обрабатывать до 1500 гектаров. Мы за каждый гектар бьемся с районной администрацией…» Фермер Виктор Синельников - товаровед по образованию, частным предпринимательством занимается с 1993 года, а с 2000 года - сельским хозяйством. До недавнего времени посевные площади крестьянского хозяйства Синельникова составляли 93 гектара. С этого года они увеличились до 450 гектаров. Но Виктор Анатольевич считает, что это крайне мало.

"Холодная война" по-китайски

Главу района Николая Золотарева часто упрекают, что он готов китайцам «Родину продать».

«В ХХI веке живем, а мыслим категориями "холодной войны"! – отмахивается он. – Во-первых, это аренда, во вторых, договора составлены так, что при любом неисполнении нашими иностранными партнерами условий они всего лишаются, в-третьих, в отличие от многих наших бизнесменов, они очень пунктуальны в вопросах исполнения всех финансовых и прочих обязательств. А главное – видны результаты: в их хозяйствах порядок, пьянства нет, производство растет, растет и зарплата. Что еще людям надо?..»
Китайские рабочие живут в селе Лебяжьем. Прямо в усадьбе дома, где они проживают, построены парники и теплицы. Мы приехали к ним в обед. Несмотря на это, они возились с рассадой. Аккуратность посадок и их размах впечатляют. Здесь каждый сантиметр земли используется с толком. Говорят китайцы по-русски плохо, но приветливы и вежливы.

- Мы никого не хотим разорить, - осторожно подбирая слова, сказал один из учредителей нового предприятия Джан Чуаньбао. – Мы будем использовать как опыт местных жителей, так и квалификацию китайских сельхозрабочих. Ваши люди скоро почувствуют преимущества новой организации труда и увидят его результаты…

И все же на Алтае кто с опаской, а кто и с надеждой поглядывают на могучего восточного соседа. На факультете иностранных языков местного педуниверситета отбою нет от желающих учить китайский язык.

«Пригодится, - рассуждает третьекурсница Светлана. – Полно совместных фирм, можно переводчиком работать. А то не дай Бог, китайский тут станет государственным языком".

Чем черт не шутит. Недавно в Барнаул приезжала очередная делегация соседнего Синцьзянь-Уйгурского автономного округа – развивать отношения, подписывать договора о сотрудничестве.

«Возим их по городу, показываем новостройки, - рассказывает переводчик. – Они между собой языками цокают: «Красивые дома. Скоро нашими будут».





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года