"Коммерсантъ" о слиянии Республиканской партии и Партии солдатских матерей
Солдатские матери станут республиканскими
Вчера лидеры Республиканской партии России (РПР) и Единой народной партии солдатских матерей (ЕНПСМ) объявили о слиянии. Партия солдатских матерей перестанет быть самостоятельной политической силой и станет фракцией в составе РПР. Несмотря на потерю политического лица, председатель ЕНПСМ Валентина Мельникова заверила Ъ, что правозащитная деятельность солдатских матерей станет еще активнее. Представители правых сил новый союз поддерживают, но сомневаются в том, что РПР успеет выполнить новые требования по минимальной численности к 1 января 2006 года.
О слиянии ЕНПСМ и РПР объявили вчера член политсовета Республиканской партии, депутат Госдумы Владимир Рыжков и председатель ЕНПСМ Валентина Мельникова. Стороны были явно довольны этим решением и называли слияние "важным событием в жизни демократических сил России". Господин Рыжков уточнил, что объединение произойдет на базе Республиканской партии – Партия солдатских матерей получит в ней права самостоятельной фракции. Два или три лидера ЕНПСМ войдут в политсовет РПР (главный орган управления партией) и получат в нем равные с республиканцами права. Документальное подтверждение объединения двух партий будет готово в течение полутора месяцев, когда его подтвердят региональные отделения республиканцев и солдатских матерей.
Солдатские матери и Республиканская партия сотрудничают с 1995 года, когда баллотировались в Госдуму единым блоком, однако не преодолели пятипроцентный барьер. В 2005 году РПР и ЕНПСМ вошли в "Комитет-2008" во главе с Гарри Каспаровым, который пытался объединить правые партии в единую коалицию.
Обе стороны признали, что объединиться их заставили прагматические соображения. Главное – достижение установленной законом о политических партиях минимальной численности. Чтобы подтвердить в Минюсте свой статус, партия должна доказать, что по состоянию на 1 января 2006 года в ней состоит не менее 50 тыс. человек. В РПР сейчас 30 тыс. членов, а в ЕНПСМ – около 20 тыс. "Регистрация в Минюсте – это наша главная задача на сегодняшний день,– подчеркнул Ъ Владимир Рыжков.– Теперь сомнений, что мы ее пройдем, нет". После слияния двух партий под красно-белым флагом РПР у нее появятся отделения в 71 регионе страны. Причем на Дальнем Востоке, к примеру, костяк отделений будут составлять солдатские матери, чьи позиции там всегда были сильны. А на Алтае и в ряде сибирских регионов, где особенно популярен господин Рыжков,– республиканцы. Объединение с РПР, добавляет Валентина Мельникова, произошло и из-за идеологической близости двух партий. Поводов для конфликтов между республиканцами и солдатскими матерями председатель ЕНПСМ не видит даже в далекой перспективе.
Регистрацию партии господин Рыжков и госпожа Мельникова назвали даже более серьезной задачей, чем участие в предстоящих региональных выборах. Тем не менее РПР уже выставила или намерена выставить списки своих кандидатов на выборах в законодательные собрания тех субъектов федерации, где считает свои позиции сильными,– в Чечне и Тамбове. В декабре на выборах в тверское законодательное собрание партия впервые представит список, в который вместе с республиканцами войдут и солдатские матери.
Валентина Мельникова категорически опровергла предположения Ъ, что, увлекшись политикой, солдатские матери могут отодвинуть на второй план правозащитную деятельность. "Совсем наоборот, лишь когда мы стали партией, представители власти стали воспринимать нас всерьез,– заверила госпожа Мельникова.– Сережа Иванов (Сергей Иванов – министр обороны РФ.– Ъ) стал на коллегии свои приглашать".
Другие представители правых сил новый союз поддержали, но выразили сомнение в том, что партия успеет нарастить свою численность до 50 тыс. к новому году. "Любое объединение на либеральном или демократическом фланге – дело хорошее,– заявил вчера Ъ секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин.– Но, по моей информации, после 1 января 2006 года правых официально смогут представлять только СПС и 'Яблоко'". При этом господин Надеждин не уточнил, на чем основана его уверенность в том, что РПР не сможет выполнить новые требования закона о минимальной численности партии.
АНДРЕЙ Ъ-КОЗЕНКО, "Коммерсантъ", 18 октября