"The Wall Street Journal" публикует статью Гарри Каспарова "Дикий, дикий Восток"
В последние 6 лет было сделано бессчетное число шагов назад на пути гражданских прав в России
18 ноября 2005 года. В понедельник российский президент Владимир Путин, в типичной для КГБ секретной манере, внезапно назначил двух своих самых близких союзников, министра обороны Сергея Иванова и главу кремлевской администрации Дмитрия Медведева, заместителями премьер-министра. В кремлевских коридорах власти г-на Медведева обыкновенно рисуют как либерального "голубя", тогда как о г-не Иванове говорят, что он "ястреб". Но эти различия мало что значат, тогда как тот факт, что они оба являются близкими единомышленниками г-на Путина, значит все.
В демократической стране подобная перетряска кабинета отражала бы борьбу между преследующими собственные интересы фракциями и смену направления в политике. В России г-на Путина нам не следует понапрасну тратить время, пытаясь увидеть смысл в этих византийских дворцовых интригах. Эти перемены не имеют никакого отношения к тому, как наилучшим образом управлять страной; никакой смены направления в политике не будет. Главное здесь в том, чтобы попытаться найти наилучшую комбинацию, чтобы сохранить у власти клику г-на Путина.
Многие из тех, кто скептически воспринимает обвинения в адрес России в том, что она совершает откат от демократии, кажется, дожидаются какого-то драматического события, которое сделает это очевидным для всех и каждого: например, танков, катящихся по улицам Праги, или, по меньшей мере, давящих нескольких демонстрантов на Красной площади. Когда оппозиционные силы и правозащитные организации предъявляют длинные списки, в которых задокументировано систематическое сведение на нет Кремлем демократических институтов, их встречают зевотой. Путинский режим давно уже понял, что, пока их махинации не попали в поле зрения - а танки остаются на Северном Кавказе - интерес западных лидеров (к России) сохранится на уровне неясной озабоченности, в худшем случае.
Нередко это отношение сопровождается вводящими в заблуждение попытками увидеть светлую сторону, как было, например, когда Билл Клинтон (Bill Clinton) недавно разговаривал с Михаилом Горбачевым в Вашингтоне и сделал позитивное сравнение сегодняшней российской демократии с СССР в 1985 году. Сам Горбачев сегодня оказался в одной лодке с г-ном Путиным. Возможно, он испытывает зависть, видя, как Кремль восстанавливает авторитарную власть, которую ему не удалось сохранить, когда он отчаянно стремился придать коммунистическому чудовищу человеческое лицо. Если уж нужно делать лестные сравнения, почему бы не оставить в стороне год 1985-й и вместо этого вспомнить о сталинском Великом Терроре?
Я предпочел бы более уместное сравнение: между 2005 и 1999 годами. В последние 6 лет было сделано бессчетное число шагов назад на пути гражданских прав в России. Эта тенденция устойчиво ускоряется по мере того, как в обстановке апатии Запада растет уверенность в себе Кремля. Президент Буш (George W. Bush) продолжает посылать сигналы о своей готовности принять путинскую концепцию "демократии в российском стиле", такой сорт демократии, который едва ли признали бы Отцы-основатели Америки.
Тем, кто хочет найти символы вместо примеров отхода России от демократии, не нужно смотреть дальше двора перед зданием Главного управления милиции Москвы, где на прошлой неделе появился бюст Феликса Дзержинского (Железного Феликса), основателя первой коммунистической тайной полиции. Его высокая бронзовая статуя на Лубянской площади была повергнута на землю торжествовавшими толпами в августе 1991 года. И вот он возвратился - пусть даже в менее крупной форме и на менее видном месте - в угоду человеку и нынешней администрации, которые предпочитают обделывать свои делишки втихую.
Некоторые аналитики как в самой России, так и за ее пределами рисуют розовую картину российской экономики. К сожалению, это всего лишь картина, написанная нефтью. Валовой внутренний продукт удерживается на высоком уровне благодаря рекордно высоким ценам на нефть, в то время как чуть ли не все остальные секторы промышленной инфраструктуры разваливаются.
Более точные оценки появляются, как это ни удивительно, в самой российской администрации. Премьер-министр Михаил Фрадков не внушил уверенности своим недавним заявлением о том, что "наш вагон без колес, но в пути мы поставим на него колеса и сделаем из квадратных колес круглые, но это не просто, потому что у нас пока нет также и дорог".
Экономический советник Путина Андрей Илларионов, снятый с должности ранее в этом году за критические высказывания в отношении политики Кремля, предостерегал о возврате к "господству государства в экономике", сравнивая нынешнюю ситуацию с 1929 годом, когда Сталин запретил частное предпринимательство. Заместитель премьер-министра Александр Жуков, выступая на телевидении, заявил, что у государства так много денег, что оно не знает, что ему с ними делать. Эта новость стала шоком для жителей доведенных до нищеты регионов, которые далеки от роскоши обитателей кварталов внутри московского Садового кольца.
Механизмы правительства сегодня настолько испорчены, а серая экономика настолько близка к черной, что деньги разворовываются, как только делается попытка их инвестировать, а потому таких попыток бывает мало. Больше не осталось открытых каналов использования внезапно свалившейся дополнительной прибыли от экспорта нефти для повышения уровня жизни рядовых граждан России. Склеротическая коррупция в самом сердце страны препятствует циркуляции капитала к конечностям и вообще куда-нибудь, кроме как внутри головы. Когда-нибудь стабилизация цен на энергоносители вызовет фатальный паралич.
Мы все еще слышим, как некоторые из зарубежных почитателей г-на Путина, несмотря на все эти ненормальности, говорят, что в наши дни Россия является хорошим местом, чтобы делать деньги. Но это справедливо лишь в том случае, если вы готовы делать все необходимое для того, чтобы оставаться в дружеских отношениях с Кремлем. Олигарх Роман Абрамович (спрятавшийся под личиной губернатора Чукотки) однажды продал свою компанию "Сибнефть" нефтяному гиганту "ЮКОС" за определенную долю его акций плюс наличные в сумме около 3 млрд. долл. США. Как побочная сюжетная линия в период саги "ЮКОСа", г-н Абрамович, друг г-на Путина, сумел через суд вернуть себе контроль над своей компанией, разумеется, не возвратив полученные за нее при продаже деньги. И вот теперь "Газпром" купил 72% его компании за более чем 13 млрд. долл., что значительно больше рыночной стоимости. Не нужно быть гением бизнеса, чтобы дважды продать одну и ту же компанию в России; нужно просто иметь хороших деловых партнеров, которые могут гарантировать нужные судебные решения. Это самый лучший способ делать деньги на диком, диком Востоке.
Дело посаженного за решетку миллиардера Михаила Ходорковского продолжает служить ярким примером. Несмотря даже на то, что он отправлен - вопреки всем современным прецедентам - в сибирскую тюрьму на самой окраине страны, правительство не ослабляет усилий в преследовании всех, кто имеет отношение к его делу. Другой крупный акционер "ЮКОСа", серьезно больной Платон Лебедев, был отправлен в тюрьму за Полярным кругом. И сейчас, когда прокуроры возбуждают уголовные дела против защитников "ЮКОСа" и пытаются лишить их адвокатского звания, нужно помнить, что российская судебная система сегодня похваляется тем, что доля осужденных превышает 99%.
Как утверждает кремлевская марионетка Сергей Марков (претендующий на то, чтобы считаться политологом), г-ну Ходорковскому, возможно, удалось бы избежать всех этих неприятностей. Марков высказывает мнение, что все, что нужно было сделать г-ну Ходорковскому, это отдать большую часть своих активов и обещать не использовать остальные для поддержки любой повестки, противоречащей повестке правительства. Рядовые налогоплательщики, которые не сделали ничего такого, что угрожало бы Кремлю, тоже оказались не в лучшем положении. Последний принятый Думой закон смело отбрасывает прочь презумпцию невиновности, пусть даже это касается только вопросов налогообложения. Сначала с вашего банковского счета исчезают деньги, а потом вам предоставляется возможность самому доказывать, что государство должно их вам вернуть. Кто говорит, что бывшие коммунисты не способны научиться эффективно распоряжаться финансами?
В 2000 году, после того как к власти пришел г-н Путин в результате именно такой закулисной сделки, какую мы пытаемся предотвратить в 2008 году, он обещал установить в России "диктатуру закона". Пока что вместо диктатуры закона мы имеем закулисные сделки. Последствия этой трансформации, быть может, сегодня ощутимы пока только для россиян, но Россия с разваливающейся экономикой и без уважения к главенству закона очень скоро сделает наши проблемы вашими проблемами.
Гарри Каспаров, "The Wall Street Journal" (США), 18 ноября 2005