"Новая Сибирь": Облизбирком стал автором самого массового незаконного агитационного продукта в ходе подготовки к выборам в Облсовет
Гвозди бы делать из этих людей
В нынешней избирательной кампании выпущен самый массовый агитационный продукт, который на поверку оказался одним большим ляпом, дезинформирующим жителей Новосибирской области. Причем изготовлен он был по заказу областной избирательной комиссии — органа, который сам, по идее, должен следить за соблюдением законов в ходе выборной кампании.
Тем не менее телевизионный ролик, призывающий избирателей воспользоваться правом на досрочное голосование, в минувшие выходные с успехом шел на ТВ. Тогда как досрочное голосование на выборах в органы государственной власти отменено. Впрочем, серьезных ляпов в работе облизбиркома по подготовке к выборам в облсовет и без того накапливается немало.
На телеэкранах ролик появился в пятницу. То есть на следующий день после того, как из Новосибирска уехал председатель Центризбиркома Александр Вешняков, отзывавшийся о работе местной избирательной комиссии в самых радужных тонах.
Все выходные в ряде избирательных штабов царила легкая паника — юристы твердили, что досрочное голосование невозможно. А руководители избирательных кампаний пытались отгадать, в чем смысл затеянной облизбиркомом интриги. Учитывая стоимость минуты эфира на ГТРК, в обыкновенный ляп многим верилось с трудом. «Если подозревать умысел, то это какая-то слишком сложная интрига, недоступная для среднестатистических умов», — предположил известный политтехнолог Дмитрий Петров.
«В федеральном законодательстве действительно есть норма, предусматривающая досрочное голосование, — пояснил корреспонденту «Новой Сибири» адвокат Иван Кокарев. — Однако она относится только к выборам в муниципальные органы власти и к проведению референдумов. А это явно не наш случай».
А раз этой нормы нет в федеральном избирательном законодательстве, то ее нет и в областном. В то, что юристы облизбиркома могли об этом не знать, верится с трудом. Тем не менее председатель избирательной комиссии Тамара Алексенко настаивает именно на этой версии.
«Была допущена чисто техническая ошибка, — пояснила Тамара Алексеенко корреспонденту «Новой Сибири». — Мы хотели объяснить избирателям, что они имеют право получить открепительное удостоверение и проголосовать не на своем избирательном участке. Но нечаянно прошло словосочетание «досрочное голосование», ведь раньше эта норма была предусмотрена в законе».
«Между прочим, от избирателей к нам по этому поводу не поступило ни одного вопроса, зато «Новая Сибирь» их задала тридцать три», — съязвила Алексенко. Между прочим, за «чисто технические ошибки» облизбирком снимает кандидатов с выборов. А когда столь глобальные технические ошибки совершает сам избирком, кто знает, не найдется ли впоследствии оснований для отмены результатов выборов?
Руководство облизбиркома не торопится запускать делопроизводство по факту самостоятельного распространения незаконного агитационного материала. Между тем как раз на этой неделе областная избирательная комиссия наконец-то приняла решение о другом незаконном агитационном материале — о газете «Народный референдум».
«Новая Сибирь» уже рассказывала, что по жалобе кандидата в депутаты, секретаря обкома КПРФ Вадима Агеенко облизбирком в выходной день, 4 ноября, инициировал арест половины тиража этой газеты. Больше двух недель понадобилось руководству облизбиркома, чтобы вынести коллегиальное решение о судьбе «Референдума». Лишь 19 ноября комиссия признала действия своих членов, инициировавших арест тиража газеты, «оперативными, обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства». Судя по тенденции, решение облизбиркома относительно распространения незаконного телевизионного ролика стоит ждать через две недели — как раз под выборы.
Тамара Алексенко заверила корреспондента «Новой Сибири», что всего изготовлено 16 телевизионных роликов, и все остальные — без изъянов. При этом она не уточнила, сколько денег из-за этого ляпа вылетело на воздух, вернее, в телевизионный ящик. И был ли наказан хоть один член облизбиркома за такое расходование бюджетных средств.
Впрочем, в последние дни ляпов в работе избирательной комиссии стало слишком много. Ладно бы только ролик, морочащий голову избирателям. Так ведь действия комиссии причиняют ущерб вполне конкретным кандидатам в депутаты. В конце прошлой недели случились сразу два инцидента с участием облизбиркома. Главврач поликлиники № 1 и кандидат в депутаты от «Единой России» Сергей Дорофеев обнаружил в сведениях о собственных доходах, опубликованных в «Советской Сибири», поразительные неточности. «Все данные о моих доходах были завышены где в десять, а где и в тысячу раз — в зависимости от того, сколько к какой цифре приписано нулей». Получилось даже комично — по данным облизбиркома, площадь однокомнатной квартиры Сергея Дорофеева составляет 320 квадратных метров — вместо реальных 32-х метров. То же самое и с зарплатой за год — указано три миллиона вместо реальных 300 тысяч рублей. «Я продолжаю настаивать на том, чтобы было проведено расследование, а виновные наказаны», — подчеркнул Сергей Дорофеев.
Еще хуже получилось в ситуации с кандидатом Станиславом Поздняковым, который, кстати, тоже «единоросс». Облизбирком ему приписал квартиру, которой у олимпийского чемпиона давно уже нет, и автомобиль «Жигули», которого у него никогда не было. Причем все эти установленные облизбиркомом сведения опубликованы в табличке, где приводятся данные, о которых кандидаты умолчали. «Это просто по человечески обидно, — сказал Станислав Поздняков. — Надеюсь, что это всего лишь техническая, а не преднамеренная ошибка».
Тамара Алексенко заявила, что облизбирком в этих конкретных случаях вообще ни при чем. «Нам официальные органы дают информацию, которую мы и публикуем», — пояснила она. И отправила недовольных кандидатов в органы, где зарегистрировано их имущество. Следуя указаниям облизбиркома, Станислав Поздняков отправился в органы юстиции и нарвался на чиновничий футбол: в предоставлении сведений без официального запроса облизбиркома отказали.
А простым избирателям и не придет в голову задавать какие-то вопросы руководству облизбиркома. Люди воспринимают все, что публикует комиссия, за чистую монету. Но кто-то должен нести ответственность за распространение по официальным каналам недостоверных сведений. Тамара Алексенко, предпочитающая списывать все ляпы на «технические ошибки», на себя эту ответственность явно примерять не хочет. А на нее равняются и работники окружных избирательных комиссий.
Роман КОЗЛИТИН, Георгий АНДРЕЕВ, Андрей КУЗНЕЦОВ, «Новая Сибирь», 25 ноября