"Коммерсантъ": Руководителя "Спортивной России" признали заказчиком убийства
свидетеля по арбитражному суду
Коллегия присяжных Новосибирского облсуда в воскресенье вечером вынесла обвинительный вердикт председателю регионального отделения всероссийского добровольного общества "Спортивная Россия" и президенту клуба спортивных единоборств "Первомаец" Андрею Старых и воспитаннику этого же клуба Сергею Хомякову. Спортивного функционера признали виновным в организации убийства почти десятилетней давности, а его воспитанника – в исполнении преступления.
Андрей Старых возглавил клуб спортивных единоборств "Первомаец" (готовит главным образом борцов и боксеров) в конце 90-х годов, сразу после убийства первого президента клуба "авторитета" Нестера. Кроме клуба Андрею Старых приписывают контроль над рядом коммерческих предприятий, включая торгово-закупочную фирму "Торгмашсервис". Одним из ее акционеров была первая жена господина Старых Татьяна. Руководил "Торгмашсервисом" Геннадий Миллер.
В апреле 1996 года арбитражный суд взыскал с АО "Новосибирский завод химконцентратов" (НЗХК) в пользу АО "Торгмашсервис" почти 10 млрд "старых" рублей. Руководители НЗХК обратились в апелляционную инстанцию, а также подали в милицию заявление, обвинив истца в том, что он представил в арбитраж фиктивные документы. В ходе доследственной проверки пояснения, подтвердившие эти данные, дал бывший директор "Торгмашсервиса" Геннадий Миллер (к тому времени он возглавил новосибирскую базу "Роспосылторга"). А 6 мая 1996 года Геннадий Миллер был расстрелян у офиса "Роспосылторга".
Раскрыть убийство удалось только в конце 2004 года, когда оперативники получили информацию о возможной причастности к убийству борца клуба "Первомаец" Сергея Хомякова. В марте прошлого года суд арестовал предполагаемого заказчика, президента клуба Андрея Старых (в то время он баллотировался в новосибирский горсовет). Как считают в прокуратуре, Андрей Старых, опасаясь, что последующие показания Геннадия Миллера могут заставить арбитраж изменить решение, заказал опасного свидетеля Сергею Хомякову, сообщив исполнителю его адрес, марку и номер автомобиля.
Показания против Старых и Хомякова дали их бывшие одноклубники. По их словам, Сергей Хомяков хвастался, что получил Mercedes за "выполненное задание" – убийство господина Миллера. Кроме того, свидетели с оперативными псевдонимами (их имена были засекречены) заявили, что опознали в подсудимом Хомякове молодого человека, которого видели рядом с местом расстрела.
Защитники подсудимых Старых и Хомякова представили доводы об их невиновности. По их мнению, объяснения господина Миллера, касающиеся арбитражного спора, не могли стать основанием для убийства, а в дальнейшем между "Торгмашсервисом" и НЗХК было заключено мировое соглашение. Адвокаты считают, что убийство Миллера связано с другим его бизнесом – операциями с редкоземельными и цветными металлами, но прокуратура эту версию не проверила. По данным защитников, в день убийства Геннадия Миллера Сергей Хомяков участвовал в тренировочных сборах. Свидетели защиты утверждают, что хорошо запомнили этот день, поскольку Сергей Хомяков едва не уложил на лопатки одного из самых перспективных борцов клуба. А по окончании сборов, говорят адвокаты, их подзащитный участвовал в соревнованиях, где получил серебро, но с травмированной рукой и ухом (приметы киллера) нельзя завоевать призовое место.
По мнению защитников, к показаниям бывших одноклубников Андрея Старых следует отнестись критически: они "отвлекали спортсменов на неблаговидные дела", за что и были выгнаны из "Первомайца". "Доказательства обвинения – карточный домик, рухнувший вследствие своей непрочности",– заявил, обращаясь к присяжным, адвокат Сергей Денисов.
В совещательной комнате присяжные пробыли почти четыре часа. На вопрос, виновен ли подсудимый Хомяков, семеро присяжных ответили "да", пятеро – "нет", а на вопрос, заслуживает ли он снисхождения, утвердительно ответили десять заседателей. Андрея Старых признали виновным девять присяжных из двенадцати, и только семеро считают, что он заслуживает снисхождения. Вердикт ошеломил адвокатов, многочисленных родственников и друзей подсудимых. От комментариев они отказались и быстро разъехались. 28 февраля в суде состоятся повторные прения сторон, и председатель судебного заседания удалится в совещательную комнату для вынесения приговора.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск, "Коммерсантъ", 28 февраля 2006