«Русский Newsweek» об учениях по птичьему гриппу на Алтае: «Курам наспех»
Весеннее «обострение» птичьего гриппа, опасное и непредсказуемое, начнется со дня на день. В мире учатся с ним бороться, а самые масштабные учения прошли в России
Этой весной на улицах российских сел впервые с Великой Отечественной появятся военно-полевые кухни. На последних учениях, прошедших на прошлой неделе в Барнауле, было признано, что это лучшее оружие для уничтожения врага, который со дня на день атакует нас с юга, и его местных «пособников».
Потенциальных переносчиков птичьего гриппа — кур, гусей, уток и индюков — ждет бесславная смерть. Ветеринары отнимут птицу у хозяев, а через час вернут ее обратно в хорошо проваренном виде. Ликвидировав угрозу, кухня быстро сменит дислокацию — зачистки будут проводиться во всех зараженных селах.
В прошлом году появление птичьего гриппа в России — к счастью, почти безобидное — было неожиданным. Теперь дату нового «налета» вычислили с точностью до недели. В начале апреля, когда переносчики вируса — перелетные птицы — доберутся до низовьев Волги и Юга Сибири, начнется эпидемия. В лучшем случае, среди домашней птицы. Это уже было: в 2005-м вирус H5N1 стал причиной гибели полутора миллионов птиц в российских селах и на птицефабриках. Тогда нам просто повезло: через несколько месяцев в Турции от прилетевших из России птиц заразились десятки людей. Учения как раз нужны для того, чтобы избежать такой же беды у нас. Полевые кухни, охотники и люди в комбинезонах химзащиты должны помочь — если вирус не мутирует.
Именно Россия, как ожидается, нынешней весной должна принять на себя первый удар. Южная Сибирь и Нижняя Волга — это места, где пересекаются почти все маршруты перелета птиц, которые потом направятся на север и на запад — в центральные регионы. «У нас есть несколько недель. При таком распространении заболевания — от одного пролетного маршрута к другому — очень скоро большинство птиц в Евразии будет заражено», — вздыхает и. о. заведующего Центром кольцевания Института проблем экологии и эволюции РАН Константин Литвин.
Не прошло и года, как беспокойство орнитологов и вирусологов передалось всем российским чиновникам: не дожидаясь, когда клюнет больной петух, они провели самые крупные в мире учения и создали специальный правительственный штаб во главе с вице-премьером Дмитрием Медведевым. Страна стала спешно готовиться к отражению угрозы.
Не то что прошлым летом. «Именно Алтай тогда первым столкнулся с птичьим гриппом. Инструкций никаких не было, все было неожиданно», — рассказывает начальник главного управления МЧС по Алтайскому краю генерал-майор Владимир Белоусов. Опыт борьбы с животными, по его словам, у него уже был, но не совсем такой — в 1999-2000 годах он ликвидировал последствия налета саранчи. Теперь все серьезнее, говорит Белоусов, поэтому и меры «как при военном положении».
Под эгидой МЧС собираются отряды с разными задачами. Первыми в бой пойдут деревенские охотники — по указанию региональных властей, сельская администрация должна отрядить несколько человек на «проверочный отстрел». Начиная с 8-10 апреля охотники раз в два дня будут отстреливать перелетных птиц и привозить их в лабораторию на анализы. Сейчас ее в срочном порядке развертывают в Барнауле. «В прошлом году пробы тканей приходилось везти в Новосибирск, и на это уходило до двух суток. В этом году мы сможем выйти на уровень восьми часов», — говорит руководитель лаборатории Валентина Разумовская. Правда, заработает новая лаборатория только в мае, и поначалу охотничьи «трофеи» будут отсылать в тот же Новосибирск.
Генералы обещают, что «разведчики» будут укомплектованы не хуже, чем «охотники за привидениями», — им выдадут мобильные телефоны, спецодежду и обучат безопасно упаковывать убитую дичь в специальные пакеты. «Там воздуха должно быть много, чтобы подранок до лаборатории дожил — кровь должна быть свежей», — объясняет сотрудник МЧС пожилому охотнику, который с явным презрением на лице укладывает резиновую «добычу» в полиэтилен. Охотничья мобилизация не вызвала восторга у местного охотнадзора, который предложил привлекать только «профессионалов», а их на Алтае всего 125 человек. «Это по два человека на район — просто смешно! Нужно набирать и тщательно инструктировать любителей», — беспокоится представитель алтайского МЧС Елена Гаврилова.
Параллельно в стране начинается принудительная вакцинация домашних птиц. Владимир Белоусов рассказывает, что его край уже получил 8 млн доз, которые должны использовать до конца марта. Это, правда, проблемы не решит, вздыхает генерал, через месяц появится новое поголовье, на которое и обрушится основной удар. Придется их уничтожать. «Компенсации платили и будем платить: 100 руб. за курицу, 150 — за утку, 200 — за гуся», — с карательным акциями, по мнению генерала, лучше смириться заранее. Больных особей сожгут и закопают, а соседских— вполне возможно, здоровых — «обработают» на полевой кухне.
Эта часть учений, как и ожидалось, привлекла наибольший интерес. Тут обкатывался «безболезненный способ умерщвления птицы» — правда, с первого раза чиновники ничего не разглядели: агонию курицы после инъекции от них закрыли зеваки, операторы и фотографы. Чтобы всем было видно, пришлось убить еще три. «Да зачем все это выдумывать? Свернул голову — и все, у нас в ветнадзоре такие силачи работают, они и человеку, если надо, голову свернут», — усмехнулся молодой ветеринар. Убиенную курицу быстро опалили газовой горелкой, разделали, кинули в котел и — о чудо! — через полминуты достали вареной. «На самом деле ее час варить надо, но не держать же вас на морозе, вот мы и подменили настоящую заранее сваренной», — созналась отвечающая за котел сотрудница МЧС. Генералы остались довольны: по дворам как раз пустили бойцов в комбинезонах с обеззараживающей смесью.
По словам силовиков, когда введут карантин (а это, как они считают, неизбежно случится), на всех дорогах установят посты из двух милиционеров и дезбарьер — пропитанную специальным составом полосу опилок высотой 40 см и шириной 3 м, а также запретят выгул птиц на озерах. В прошлом году такие запреты не действовали — в этом за невыполнение распоряжений крестьян будут штрафовать. Теперь уже не до полемики с владельцами птицы.
Как стало известно Newsweek, в МЧС готовятся к худшему: нужно уже этой весной быть готовыми к тому, что смертельный вирус мутирует и начнет передаваться от человека к человеку. «Число потенциальных больных гриппом среди взрослых в России оценивается в 27 млн человек. Количество возможных летальных исходов оценивается на уровне 70% от числа заболевших (что составит порядка 19 млн человек)», — написано в разосланном региональным управлениям письме, с которым удалось ознакомиться Newsweek. Если это случится, полевые кухни уже никак не помогут.
АНТОН ЗЛОБИН, НИКИТА МАКСИМОВ, «Русский Newsweek», 6-12 марта 2006