Газета.Ru о сборе "Единой Россией" подписей за Олега Щербинского
Показуха с белым бантом
«Единая Россия» начала сбор подписей в поддержку водителя Олега Щербинского, обвиненного в гибели губернатора Михаила Евдокимова. В организации "Мое право", чей запрос по поводу приговора Щербинскому прокатили в Думе как раз единороссы, считают, что те решили сделать себе популярность за чужой счет.
Сегодня сразу во многих регионах России начался организованный «Единой Россией» сбор подписей в защиту водителя Олега Щербинского, признанного виновным в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Единороссы требуют открытого режима для рассмотрения кассационной жалобы Щербинского и последующего его освобождения. Начиная с 20 марта партия призывает всех российских автомобилистов в знак поддержки акции повязать на антенны белые ленточки. А 22 марта, накануне начала рассмотрения жалобы алтайским краевым судом, единороссы проведут в Барнауле и еще нескольких городах России масштабный митинг. На митинге в Новосибирске планируется собрать тысячу человек, а в столице Алтайского края Барнауле – до 5000.
В информационном центре «Единой России» затруднились сказать «Газете.Ru», сколько подписей уже собрано. В новосибирском исполкоме «Газету.Ru» заверили, что собрано около двух тысяч подписей, такие же цифры называют в исполкоме отделения в Нижегородской области. Автомобилисты из организации «Мое право» (она создана для защиты праворульных машин и поддерживает Олега Щербинского с начала следствия), неожиданной активности партии власти удивляются.
«После того как в феврале суд осудил Щербинского и его адвокаты подали кассацию, мы обратились ко всем политическим силам с просьбой каким-то образом поддержать Щербинского», – вспоминает в беседе «Газетой.Ru» лидер новосибирского отделения «Моего права» Михаил Коваль. «Нам было все равно, кто отреагирует, – мы не имеем политической ориентации, хорошие и плохие люди есть во всех партиях. Однако отреагировали только коммунисты – на сессии Госдумы предложили обратиться к Верховному суду», – сказал Коваль. Тогда идею защитить Щербинского те же единороссы прокатили – за обращение проголосовало около 100 депутатов, остальные, в том числе из фракции «Единой России», – против.
Как утверждает источник во фракции КПРФ, Борис Грызлов в кулуарах сессии даже сказал коммунистам, что «это не тот вопрос, который надо выносить в Госдуму» и чтобы «попробовали сами его решить в регионе». После этого депутаты-коммунисты Анатолий Локоть и Михаил Заполев ездили к Щербинскому в СИЗО и встречались с его родственниками. Однако через месяц позиция «Единой России» кардинально изменилась.
15 марта алтайское отделение «Единой России» выступило с заявлением в поддержку Щербинского: «Неудовлетворенность общественности вынесенным решением не может оставаться без внимания». Также партия потребовала рассматривать кассацию в открытом режиме – сам процесс был закрыт для прессы и общественности.
Официальный сайт «Единой России» теперь даже начинается с большой фотографии Щербинского из зала суда и гневным заголовком «Дело Щербинского должно слушаться открыто. «Единая Россия» выступила с жестким заявлением в поддержку осужденного автомобилиста».
В подборке материалов на сайте ЕР первое сообщение, правда, датировано всего лишь 15 марта. Зато с тех пор на сайте появилось около десятка сообщений на эту тему. В рубрике «Все о деле Щербинского» можно прочитать такой, например, пассаж: «12 февраля акции в защиту Олега Щербинского прошли во многих городах России. Десятки машин с включенными фарами проехали по улицам Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Владивостока и других городов. В Москве колонна из более 500 автомобилей проследовала от района Крылатское по Рублевскому шоссе до Воробьевых гор. Машины были украшены черными и оранжевыми ленточками, оранжевая – в знак протеста, черная – в знак траура по российскому правосудию». Как видно, ни «Единая Россия», ни белые ленточки, которые теперь партия призывает вешать на свои машины, в этом деле тогда не фигурировали.
«Думаю, они просто испугались – дело имело широкий резонанс и партия теряла лицо. В одном из обращений мы даже написали, что Щербинский для автомобилистов – все равно что Ходорковский для демократов. Осуждение Олега било по авторитету всей власти, в том числе Владимира Путина. Возможно, они получили какие-то социологические данные, которые говорили о возмущении людей, –предположил в разговоре с «Газетой.Ru» лидер одного из региональных отделений «Моего права». – Партия действует по старому принципу: если не можешь погасить возмущение – надо его возглавить».
Один из региональных лидеров движения автомобилистов, попросивший не называть его имени, считает, что сбор подписей единороссами – «это явно срежиссированная акция. В «Единой России» абсолютно уверены, что краевой суд Щербинского оправдает». «После этого последуют сюжеты на телевидении о счастливом воссоединении семьи и руководящей и направляющей роли в этом «Единой России», – говорит источник. Уверены автомобилисты и в том, что активность единороссов координируется федеральным руководством партии: сейчас по всем регионам идут сборы подписей, подготовки к митингам, и всем местным лидерам «Моего права» предлагается в них участвовать.
На вопрос «Газеты.Ru», почему только сейчас «Единая Россия» решила примкнуть к защитникам Щербинского, лидер новосибирского отделения «Моего права» Михаил Коваль предположил, что «именно потому, что дело Щербинского идет давно, и власть смогла убедиться, что все действия его защитников пользовались популярностью». «Там есть умные люди. Видимо, решили, что лучше вовремя исправить ошибку, чем упорствовать», – предполагает Коваль. Отменять свои митинги «Мое право» не собирается.
Виктор Клепиков, лидер алтайского отделения, настроен более миролюбиво: «Главное, чтобы Щербинского выпустили». В Барнауле 22 марта автомобилисты придут на митинг единороссов.
Дмитрий Виноградов, Любовь Ковалева (Нижний Новгород), Газета.Ru, 17 марта 2006