"Smart Money" о газопроводе в Китай: Желтый поток оптимизма
Проект строительства газовой трубы в Китай основан на позитивном сценарии развития Поднебесной. В случае с Турцией такой расчет не сработал
Не прошло и года после утверждения проекта строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ), как “Газпром” объявил о новом грандиозном плане. Председатель правления Алексей Миллер и гендиректор китайской компании CNPC Чэнь Гэн подписали протокол, согласно которому уже с 2011 г. Поднебесная начнет получать российский газ. Как заявил президент Путин в ходе визита в Китай, первый газ поступит с Ямала. Для его транспортировки будет построен газопровод “Алтай”. Еще одну нитку проложат из Восточной Сибири. По каждому из маршрутов планируется поставлять до 40 млрд м3 газа в год.
В 2005 г. потребление природного газа в Китае составило 50 млрд м3. К 2010 г. спрос на природный газ в КНР достигнет, согласно данным, полученным в “Газпроме”, 100-125 млрд м3, в 2020 г. — 180-250 млрд м3. Таким образом, после введения в эксплуатацию обоих газопроводов Россия сможет покрыть более 30% потребностей Китая в газе. Строительство китайской трубы пойдет параллельно с другим, не менее стратегически важным проектом “Газпрома” — прокладкой Северо-Европейского газопровода, который позволит поставлять в Западную Европу до 55 млрд м3 газа в год. Итого общий объем дополнительных мощностей для поставок газа на экспорт в случае реализации уже объявленных проектов достигнет 125 млрд м3.
В 2005 г. “Газпром” добыл 547 млрд м3 газа, из них 171 млрд м3 было отправлено на экспорт. Перспективы роста добычи не радуют: по оценке Банка Москвы, “Газпром” сможет в лучшем случае довести ее к 2012 г. до 560 млрд м3 в год, что явно меньше планируемых темпов строительства трубы. Где же взять газ для Китая? Ответ газовой монополии прост: сырье “Газпрома” будет в основном направляться на экспорт, а растущую дыру в газовом балансе страны должны закрыть независимые производители. К тому же еще остаются закупки среднеазиатского газа, тем более что “Газпром” в последние годы значительно усилил свои позиции в регионе.
Но есть и более глобальные риски. У “Газпрома” уже был подобный проект — “Голубой поток”, прошедший по дну Черного моря в Турцию. Однако после завершения проекта выяснилось, что потребности турецкого рынка были сильно преувеличены. В Турции разразился экономический кризис. “Газпрому” пришлось пойти на уступки и снизить цену по своим долгосрочным контрактам на 7%.
Остается надеяться, что потенциал китайского экономического чуда специалисты монополии оценивают более адекватно. Ведь еще пару лет назад потребность Китая в импортном газе “Газпром” оценивал на 2010 г. в 20 млрд м3. А не далее как в декабре 2005 г. зампред правления “Газпрома” Александр Медведев говорил о планах в 2010-2015 гг. организовать ежегодные поставки в Китай 30 млрд м3. Теперь в устах Путина эта цифра выросла более чем в два раза.
Оксана Шевелькова, Михаил Козырев, "Smart Money", №3, 27 марта 2006