"Коммерсантъ": "Братству скинов" не хватило публичности
для обвинения в национальной вражде
Вчера Новосибирский облсуд вынес приговор участникам группировки "Братство скинов", совершившим ряд нападений на выходцев из Центральной Азии. Максимальное назначенное судом наказание – десять лет лишения свободы. "Скинов" обвиняли в создании экстремистского сообщества, но доказать, что в своих действиях они руководствовались идеей национального превосходства, в суде не удалось.
Уголовное дело группировки "Братство скинов" поступило в облсуд в октябре 2003 года. Восьми рядовым ее членам инкриминировали участие в преступном сообществе, а предполагаемому лидеру группировки Михаилу Родошкевичу – в его организации. Кроме того, всем фигурантам дела предъявили обвинения в возбуждении национальной вражды (ст. 282 УК РФ), создании экстремистского сообщества и участии в нем (ст. 282 прим.), а также в четырех разбойных нападениях с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших (ст. 162).
Первое нападение, как считают в прокуратуре, "Братство скинов" совершило в августе 2002 года. Возвращавшимся домой с рынка торговцам из Таджикистана Балкиеву и Хасанову обвиняемые накинули на шеи удавки, волоком оттащили в кусты и избили, сопровождая свои действия оскорблениями. Затем таджиков ограбили и посоветовали им в 24 часа убраться из России. Самое серьезное преступление, как считают в прокуратуре, группировка почти в полном составе совершила 3 ноября 2002 года: "скины" нанесли почти два десятка ножевых ранений гастарбайтеру из Таджикистана Боходуру Болхиеву.
Адвокаты обвиняемых заявляли о невиновности своих клиентов, утверждая, что в темное время суток, когда совершались нападения, потерпевшие не могли запомнить лица преступников, а алиби их подзащитных прокуратура проверять не стала.
В ходе рассмотрения дела количество пунктов обвинения сократилось. Прокурор снял с подсудимых обвинение в организации экстремистского сообщества и участии в преступном сообществе на том основании, что у группировки не было организационных структур, программы и отсутствовало финансирование. В феврале этого года по делу состоялись прения сторон, в марте с последним словом выступили обвиняемые, а в понедельник суд приступил к оглашению приговора.
Вчера суд исключил из обвинения участников "Братства скинов" последнюю статью УК, касающуюся национальной вражды. Председатель судебного заседания судья Лариса Чуб пояснила, что диспозиция ст. 282 УК требует наличия такого квалифицирующего признака, как публичность. А поскольку нападения были совершены практически ночью и без очевидцев, этот пункт обвинения пришлось исключить. В итоге суд признал членов группировки виновными только в разбойных нападениях. Как признал прокурор Василий Мусаткин, идея о необходимости "очистить Россию от всякой нечисти" стала в группировке объединяющей, но целью ее участников была личная нажива.
Любопытно, что почти половина участников группировки в той или иной степени страдает душевными заболеваниями. Михаила Родошкевича, у которого врачи обнаружили временное болезненное расстройство психики, направили на принудительное лечение; у Андрея Игуменова выявили олигофрению легкой степени; у Игоря Быкова и Николая Шабунина – органическое расстройство личности. Впрочем, эксперты установили, что последние трое отдавали себе отчет в своих действиях.
При назначении наказания суд учел, что все подсудимые положительно характеризуются по месту работы и жительства. В результате Андрея Игуменова приговорили к пяти годам условно, Николая Шабунина и Валентина Софина – к четырем условно. Антону Ненашеву назначили шесть лет общего режима, Дмитрия Широких, Сергея Бражникова и младшего брата Михаила Родошкевича Ивана приговорили к восьми годам общего режима. Ранее судимый за разбои Игорь Быков получил десять лет колонии.
Родители Широких и Быкова, чьи сыновья содержатся под стражей с ноября 2002 года, выслушали приговор спокойно, а с родственниками Ненашева, Бражникова и Родошкевича-младшего случилась истерика. Отец одного из осужденных, обругав прокурора, пообещал с ним разобраться.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск, "Коммерсантъ", 29 марта 2006
Фото: Валерий Титиевский, "Коммерсантъ"