"Коммерсантъ" о цыганских погромах: "Авторитеты" оказались обычными ворами
ГУВД Новосибирской области направило в суд дело семи человек во главе с двумя сибирскими "авторитетами". Они обвиняются в бандитизме, участии в преступном сообществе, вымогательстве, а также в поджогах цыганских особняков в городе Искитим.
Многие горожане считают, что таким образом бандиты боролись с распространением наркотиков, однако в милиции утверждают, что речь идет о банальных грабежах.
35-томное уголовное дело насчитывает 34 эпизода преступной деятельности, подпадающих под восемь статей УК, в том числе бандитизм и организация преступного сообщества.
Лидерами этого сообщества следствие считает "авторитетов" Александра Григорьева (известного под кличками Гриня, Директор), являвшегося "положенцем" в Бердске, и его давнего друга Олега Бахарева (Бахаря), занимавшего ту же "должность" в Искитиме.
С Искитима и началось расследование деятельности банды "положенцев". За несколько месяцев 2004-2005 годов в городе было сожжено полтора десятка принадлежащих цыганам особняков. В итоге цыганская диаспора, насчитывавшая около сотни человек, была вынуждена покинуть Искитим. Это вызвало большой общественный резонанс, российские и международные правозащитные организации потребовали от властей самым тщательным образом разобраться в ситуации и наказать виновников цыганских погромов. В ряде ведущих западных СМИ события в Искитиме сравнивали с этническими чистками гитлеровцев. Однако в городе изгнание цыганской общины вызвало горячее одобрение многих жителей, считавших, что цыгане превратили Искитим в крупную перевалочную наркобазу и подсаживают молодежь на наркотики.
То, что цыгане действительно были весьма активными наркоторговцами, секретом ни для кого не являлось, в том числе и для милиции. Однако, как полагают сотрудники новосибирского УБОПа, цель организаторов погрома, которыми следствие считает "авторитетов" Александра Григорьева и Олега Бахарева, отнюдь не "город без наркотиков", а обыкновенные грабежи.
По словам сыщиков, более влиятельным из двоих "авторитетов" был неоднократно судимый Григорьев, да и вообще эта династия считается одной из самых известных в криминальных кругах Западной Сибири. В первой половине 90-х годов славянские воры даже предлагали ему "короноваться", но Гриня тогда решил повременить, хотя и стал "положенцем", контролировавшим юг Новосибирской области и часть Алтайского края. Потом ему уже было не до "короны", поскольку конкуренты объявили на "положенца" настоящую охоту. Его дважды пытались взорвать, а в промежутке между взрывами киллер разрядил в него целую обойму из пистолета. У Александра Григорьева до сих п ор в голове остались две пули, которые нейрохирурги не смогли тогда вытащить. Последний раз Гриня сел в 2000 году за ресторанную драку с сотрудником ФСБ, которого он избил металлической урной для мусора. "Авторитет" получил тогда пять лет, но в 2003-м освободился условно-досрочно. Через некоторое время после этого и начались поджоги цыганских домов.
Первым в уголовном деле значится поджог 20 декабря 2004 года. Как рассказали следствию погорельцы, к ним в особняк на улице Уклонной ворвались более десятка вооруженных до зубов молодых людей, приехавших на Hummer. Выстрелив в потолок, они потребовали деньги, ювелирные украшения, оружие и наркотики. В одном из нападавших потерпевшие опознали Гриню, который им тогда якобы заявил, что "цыганам в городе не место".
Потерпевших в чем были выгнали на мороз, а дом изнутри облили соляркой и подожгли. В ту же ночь был совершен аналогичный налет на коттедж в Канатном переулке. В дальнейшем, нападая на цыганские дома, бандиты только угрожали их обитателям поджогами, если те не уберутся из города. Со строптивыми именно так потом и поступали. Как установили сыщики, бандиты совершали налеты не только на дома наркоторговцев, но и на тех, кто в этом бизнесе не участвовал. Просто у них были неплохие дома, в которых, по данным оперативников, поселились потом приближенные Грини. Им не приходилось даже тратиться: "положенец", как говорят в УБОПе, запретил местным риэлтерским агентствам покупать цыганские особняки, и дома просто стояли брошенными.
Участники группировки были задержаны в ресторане в мае 2005 года, когда пышно отмечали день рождения кого-то из их детей. Семь человек во главе с Григорьевым и Бахаревым оказались в СИЗО, еще один объявлен в федеральный розыск. В квартирах задержанных сыщики обнаружили арсенал банды.
Многочисленные попытки адвокатов добиться изменения меры пресечения оказались тщетными. Оперативники говорят, что на следователей оказывалось давление также из правоохранительных структур и лишь благодаря настойчивости начальника новосибирского УБОПа Михаила Болтенко дело все же дошло до суда. По требованию обвиняемых рассматривать его будет коллегия присяжных в Новосибирском областном суде.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск, "Коммерсантъ", 30 марта 2006