«Новая Сибирь» о строительстве центра «Тяньчи»: кто стоит за проектом, до сих пор не ясно
01 Май 2006, 21:16
Кто-кто? Драконь в пальто
ПОХОЖЕ, самым скандальным вопросом последнего времени становится вопрос о вреде или пользе китайских инвестиций. И связано это с информацией о строительстве торгового центра «Тяньчи» возле Бугринской рощи, странным образом курсирующей с конца февраля по коридорам власти.
Но самое удивительное в том, что серьезное обсуждение этой темы началось уже после того, как вопрос о строительстве был решен. Причем, как говорят в мэрии, чуть ли не на уровне администрации президента. Даже когда депутаты обл- и горсовета направляли официальные запросы о том, кто реально стоит за проектом и почему вопрос о строительстве с ними детально не обсуждался, то все они по большей части оставались без внятных ответов. Всем дали понять, что строительство центра «Тяньчи» — вопрос решенный и обсуждению не подлежит.
Назвать проект, претендующий в Новосибирске на статус стройки века, с тем же успехом можно было бы и «Бермудский треугольник». Тяньчи — это высокогорное озеро, считающееся одним из самых таинственных мест планеты: около него регулярно встречают снежного человека, а внутри него, по преданию, живет «китайская Несси». В китайском же бизнесе слово «Тяньчи» нам удалось найти лишь в названии компании, поставляющей ассенизаторскую технику.
Впрочем, от сомнительного названия уже готовы отказаться. Еще не начав свою жизнь, проект «Тяньчи» намерен провести ребрэндинг — его планируют назвать «Метро «Спортивная», что, впрочем, ясности в ситуацию не добавляет.
А ситуация довольно странная. В Новосибирске даже точечная застройка, считающаяся в народе верхом беспардонности, хоть с жильцами ближайших домов да обсуждается — по крайней мере, подобие диалога позволяет выпустить пар. Более масштабные стройки тем более не обходятся без публичных дебатов: например, сегодня у всех на слуху концепция возведения бизнес-центра за оперным театром.
А вот когда речь зашла о стройке действительно гигантских масштабов, все явное тут же стало тайным. Масштабы же проекта таковы, что поговорить есть о чем. Строительство займет 200 гектаров: это выставочные, развлекательные, гостиничные и бизнес-центры, набережная на левом берегу Оби, новый мост через Обь и дорога, которая соединит его с Октябрьским и Димитровским мостами.
На этой неделе на проведенном общественной организацией «Деловая Россия» «Круглом столе» противники гигантской стройки сетовали на то, что Новосибирск рискует заполучить «город в городе»: якобы предполагается, что центр «Тяньчи» будут обслуживать 150—200 тысяч китайцев, а «где двести, там и пятьсот». Да и сами предполагаемые масштабы инвестиций показывают, что в один прекрасный момент горожане проснутся и узнают, что теперь каждый пятый новосибирец — китаец. И утешить их сможет только то, что в целом на земле китаец — каждый третий.
Депутат горсовета Андрей Андрейченко отметил и то, что именно китайские инвестиции, в отличие ото всех прочих иностранных вливаний, никогда не стимулируют местную экономику. «Общеизвестно, что китайцы везут все из Китая, вплоть до последнего кирпича, — возмущенно восклицает Андрей Викторович, — и эти деньги они будут вкладывать не в экономику Новосибирска и области, а в свою экономику!»
ДЕПУТАТ облсовета Виктор Игнатов вопрос поставил в другой плоскости: «Географическая специфика Новосибирска такова, что нам приходится испытывать на себе экономическое давление и попытки экспансии с разных сторон. Плотность заселения Сибири и Дальнего Востока довольно низкая. Вот китайцы и начинают проникать на близлежащие, менее заселенные территории. Всем известен факт, что в Китае контролируется рождаемость. Но мало кто знает, что это регулирование идет не только по количественному, но и по половому признаку. Уже сейчас по статистике на 130 мальчиков в Поднебесной рождаются только 100 девочек. Просчитано, что уже к 2010 году 50 миллионов китайцев-мужчин не будут иметь никаких шансов на создание семьи. Как вы думаете, куда они отправятся в поисках невест? В Забайкалье смешанные браки — это уже норма, и я даже не говорю про Дальний Восток. Сегодня уже и Новосибирску нужно готовиться к такому развитию ситуации — заранее вырабатывать систему предупредительных мер».
Сторонники строительства упирают на то, что Новосибирску пора бороться с имиджем города упущенных возможностей. В пример ставят и проект особой экономической зоны, доставшийся Томской области, и недостроительство супермаркета «ИКЕА». Мол, надо хвататься за то, что есть, а не ждать милостей от Европы или Америки.
Глашатай примирительной позиции, президент Торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский считает, что «китаизация России уже произошла, и самое лучшее, что можно сделать, это смириться с ситуацией и попытаться дружить с Китаем».
А его заместитель, вице-президент Торгово-промышленной палаты Юрий Воронов вообще считает, что на самом деле проект вовсе не китайский. Из его слов следует, что история строительства началась после серии встреч, прошедших между китайскими предпринимателями и представителями ОАО «Альбумин», почти на 95 процентов принадлежащего ОАО «Новосибирскэнерго», подконтрольного через компанию «Кузбассразрезуголь» бывшим топ-менеджерам РАО «ЕЭС России».
Г-н Воронов заостряет внимание и на том, что пока непонятно, о какой сумме инвестиций идет речь: «Фигурируют две цифры: 1,6 миллиарда и 300 миллионов долларов. К чему они относятся, так и остается загадкой», — обеспокоен Юрий Воронов.
Загадкой остается и то, кто конкретно в Сибири стоит за этой идеей. В газете «Коммерсант» на этой неделе в качестве генерального директора проекта и его соучредителя выступил Сергей Сверчков, более известный до сих пор как генеральный директор фонда «Центр стратегических разработок «Сибирь». К слову сказать, среди учредителей фонда числится и уже упомянутый «Кузбассразрезуголь». Фонд работает под эгидой полпредства и занимается всевозможными малопонятными «благими делами», как то: «научно-исследовательская и аналитико-экспертная деятельность, связанная с разработкой и реализацией программ социально-экономического и культурного развития СФО».
К этой круглой фразе хорошо подходят и другие слова, тоже мало кому о чем говорящие (цитата с сайта полпредства): «Фонд призван содействовать повышению развития СФО во всех сферах жизнеобеспечения граждан, созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, формированию условий для развития духовных и материальных потребностей жителей округа, поддержки их творческой активности». Среди конкретных дел Фонда — проект «Старт», который должен был обеспечить быстрый прорыв России на международный рынок высоких технологий еще в 2002 году. О результативности проекта может судить каждый.
В общем, ясно, что ничего не ясно.
Сам Сергей Сверчков, до того как занять пост гендиректора фонда, недолгое время трудился финансовым директором ОАО «ВИНАП» и вице-президентом «Сибэкобанка». В биографии г-на Сверчкова — служба проректором по международным связям НГУ и должность заместителя директора по внешнеэкономическим связям Института теплофизики СО РАН. Открытых сведений о биографии Сергея Сверчкова до 1992 года нам найти не удалось, но все равно это дает не так много пищи для фантазии: всем понятно, кому в те годы доверяли руководить внешнеэкономическими связями научных институтов.
В конце прошлой недели на другом «круглом столе» с оппонентами проекта спорили представители мэрии. Главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский назвал освоение подобных территорий «мечтой, так сказать, векового градостроительства»: «Несмотря на то, что эта зона очень привлекательна для строительства различного рода объектов и была заложена в генеральный план, до сих пор она рассматривалась лишь потенциально», — рассказал Валерий Арбатский.
А первый вице-мэр Владимир Шумилов заявил, что после того, как будет сформирован инвестиционный пул, появится управляющая компания, которая будет на 51 процент принадлежать городским властям и местным копаниям. «Очевидно, не хватает информации, раз люди кричат: «Караул! Китайцы идут!», — признал Владимир Шумилов. — Это наш проект, а не китайский. Это не китайское управление. Большая часть инвестиций — не китайские. Китайцы строить не будут, будут строить наши».
Правда, Валерий Арбатский не отрицал возможного участия китайцев в стройке: «Основные строительные работы, конечно, будут выполняться нашими работниками. Однако в Новосибирске уже сейчас ведется множество строек, где участвуют не только китайцы, но и турки, словенцы».
P. S. Есть такая китайская пословица: «Сядь на берегу реки и жди. Рано или поздно мимо тебя проплывет труп твоего врага». Судя по началу истории проекта «Тяньчи» в Новосибирске, именно на это рассчитывают сторонники строительства комплекса.
Юлия ЛАТЫПОВА, Ольга КЛИНГ, «Новая Сибирь», 28 апреля 2006
Кто-кто? Драконь в пальто
ПОХОЖЕ, самым скандальным вопросом последнего времени становится вопрос о вреде или пользе китайских инвестиций. И связано это с информацией о строительстве торгового центра «Тяньчи» возле Бугринской рощи, странным образом курсирующей с конца февраля по коридорам власти.
Но самое удивительное в том, что серьезное обсуждение этой темы началось уже после того, как вопрос о строительстве был решен. Причем, как говорят в мэрии, чуть ли не на уровне администрации президента. Даже когда депутаты обл- и горсовета направляли официальные запросы о том, кто реально стоит за проектом и почему вопрос о строительстве с ними детально не обсуждался, то все они по большей части оставались без внятных ответов. Всем дали понять, что строительство центра «Тяньчи» — вопрос решенный и обсуждению не подлежит.
Назвать проект, претендующий в Новосибирске на статус стройки века, с тем же успехом можно было бы и «Бермудский треугольник». Тяньчи — это высокогорное озеро, считающееся одним из самых таинственных мест планеты: около него регулярно встречают снежного человека, а внутри него, по преданию, живет «китайская Несси». В китайском же бизнесе слово «Тяньчи» нам удалось найти лишь в названии компании, поставляющей ассенизаторскую технику.
Впрочем, от сомнительного названия уже готовы отказаться. Еще не начав свою жизнь, проект «Тяньчи» намерен провести ребрэндинг — его планируют назвать «Метро «Спортивная», что, впрочем, ясности в ситуацию не добавляет.
А ситуация довольно странная. В Новосибирске даже точечная застройка, считающаяся в народе верхом беспардонности, хоть с жильцами ближайших домов да обсуждается — по крайней мере, подобие диалога позволяет выпустить пар. Более масштабные стройки тем более не обходятся без публичных дебатов: например, сегодня у всех на слуху концепция возведения бизнес-центра за оперным театром.
А вот когда речь зашла о стройке действительно гигантских масштабов, все явное тут же стало тайным. Масштабы же проекта таковы, что поговорить есть о чем. Строительство займет 200 гектаров: это выставочные, развлекательные, гостиничные и бизнес-центры, набережная на левом берегу Оби, новый мост через Обь и дорога, которая соединит его с Октябрьским и Димитровским мостами.
На этой неделе на проведенном общественной организацией «Деловая Россия» «Круглом столе» противники гигантской стройки сетовали на то, что Новосибирск рискует заполучить «город в городе»: якобы предполагается, что центр «Тяньчи» будут обслуживать 150—200 тысяч китайцев, а «где двести, там и пятьсот». Да и сами предполагаемые масштабы инвестиций показывают, что в один прекрасный момент горожане проснутся и узнают, что теперь каждый пятый новосибирец — китаец. И утешить их сможет только то, что в целом на земле китаец — каждый третий.
Депутат горсовета Андрей Андрейченко отметил и то, что именно китайские инвестиции, в отличие ото всех прочих иностранных вливаний, никогда не стимулируют местную экономику. «Общеизвестно, что китайцы везут все из Китая, вплоть до последнего кирпича, — возмущенно восклицает Андрей Викторович, — и эти деньги они будут вкладывать не в экономику Новосибирска и области, а в свою экономику!»
ДЕПУТАТ облсовета Виктор Игнатов вопрос поставил в другой плоскости: «Географическая специфика Новосибирска такова, что нам приходится испытывать на себе экономическое давление и попытки экспансии с разных сторон. Плотность заселения Сибири и Дальнего Востока довольно низкая. Вот китайцы и начинают проникать на близлежащие, менее заселенные территории. Всем известен факт, что в Китае контролируется рождаемость. Но мало кто знает, что это регулирование идет не только по количественному, но и по половому признаку. Уже сейчас по статистике на 130 мальчиков в Поднебесной рождаются только 100 девочек. Просчитано, что уже к 2010 году 50 миллионов китайцев-мужчин не будут иметь никаких шансов на создание семьи. Как вы думаете, куда они отправятся в поисках невест? В Забайкалье смешанные браки — это уже норма, и я даже не говорю про Дальний Восток. Сегодня уже и Новосибирску нужно готовиться к такому развитию ситуации — заранее вырабатывать систему предупредительных мер».
Сторонники строительства упирают на то, что Новосибирску пора бороться с имиджем города упущенных возможностей. В пример ставят и проект особой экономической зоны, доставшийся Томской области, и недостроительство супермаркета «ИКЕА». Мол, надо хвататься за то, что есть, а не ждать милостей от Европы или Америки.
Глашатай примирительной позиции, президент Торгово-промышленной палаты Борис Брусиловский считает, что «китаизация России уже произошла, и самое лучшее, что можно сделать, это смириться с ситуацией и попытаться дружить с Китаем».
А его заместитель, вице-президент Торгово-промышленной палаты Юрий Воронов вообще считает, что на самом деле проект вовсе не китайский. Из его слов следует, что история строительства началась после серии встреч, прошедших между китайскими предпринимателями и представителями ОАО «Альбумин», почти на 95 процентов принадлежащего ОАО «Новосибирскэнерго», подконтрольного через компанию «Кузбассразрезуголь» бывшим топ-менеджерам РАО «ЕЭС России».
Г-н Воронов заостряет внимание и на том, что пока непонятно, о какой сумме инвестиций идет речь: «Фигурируют две цифры: 1,6 миллиарда и 300 миллионов долларов. К чему они относятся, так и остается загадкой», — обеспокоен Юрий Воронов.
Загадкой остается и то, кто конкретно в Сибири стоит за этой идеей. В газете «Коммерсант» на этой неделе в качестве генерального директора проекта и его соучредителя выступил Сергей Сверчков, более известный до сих пор как генеральный директор фонда «Центр стратегических разработок «Сибирь». К слову сказать, среди учредителей фонда числится и уже упомянутый «Кузбассразрезуголь». Фонд работает под эгидой полпредства и занимается всевозможными малопонятными «благими делами», как то: «научно-исследовательская и аналитико-экспертная деятельность, связанная с разработкой и реализацией программ социально-экономического и культурного развития СФО».
К этой круглой фразе хорошо подходят и другие слова, тоже мало кому о чем говорящие (цитата с сайта полпредства): «Фонд призван содействовать повышению развития СФО во всех сферах жизнеобеспечения граждан, созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, формированию условий для развития духовных и материальных потребностей жителей округа, поддержки их творческой активности». Среди конкретных дел Фонда — проект «Старт», который должен был обеспечить быстрый прорыв России на международный рынок высоких технологий еще в 2002 году. О результативности проекта может судить каждый.
В общем, ясно, что ничего не ясно.
Сам Сергей Сверчков, до того как занять пост гендиректора фонда, недолгое время трудился финансовым директором ОАО «ВИНАП» и вице-президентом «Сибэкобанка». В биографии г-на Сверчкова — служба проректором по международным связям НГУ и должность заместителя директора по внешнеэкономическим связям Института теплофизики СО РАН. Открытых сведений о биографии Сергея Сверчкова до 1992 года нам найти не удалось, но все равно это дает не так много пищи для фантазии: всем понятно, кому в те годы доверяли руководить внешнеэкономическими связями научных институтов.
В конце прошлой недели на другом «круглом столе» с оппонентами проекта спорили представители мэрии. Главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский назвал освоение подобных территорий «мечтой, так сказать, векового градостроительства»: «Несмотря на то, что эта зона очень привлекательна для строительства различного рода объектов и была заложена в генеральный план, до сих пор она рассматривалась лишь потенциально», — рассказал Валерий Арбатский.
А первый вице-мэр Владимир Шумилов заявил, что после того, как будет сформирован инвестиционный пул, появится управляющая компания, которая будет на 51 процент принадлежать городским властям и местным копаниям. «Очевидно, не хватает информации, раз люди кричат: «Караул! Китайцы идут!», — признал Владимир Шумилов. — Это наш проект, а не китайский. Это не китайское управление. Большая часть инвестиций — не китайские. Китайцы строить не будут, будут строить наши».
Правда, Валерий Арбатский не отрицал возможного участия китайцев в стройке: «Основные строительные работы, конечно, будут выполняться нашими работниками. Однако в Новосибирске уже сейчас ведется множество строек, где участвуют не только китайцы, но и турки, словенцы».
P. S. Есть такая китайская пословица: «Сядь на берегу реки и жди. Рано или поздно мимо тебя проплывет труп твоего врага». Судя по началу истории проекта «Тяньчи» в Новосибирске, именно на это рассчитывают сторонники строительства комплекса.
Юлия ЛАТЫПОВА, Ольга КЛИНГ, «Новая Сибирь», 28 апреля 2006
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522