"Коммерсантъ" о деле Белякова: Киллер признался в убийстве своему кредитору
Вчера Новосибирский облсуд вынес приговор по делу об убийстве в 2001 году вице-мэра Новосибирска Игоря Белякова. Исполнитель убийства, ветеран второй чеченской кампании Александр Каталицкий получил 14 лет лишения свободы. Одним из доказательств вины киллера стала долговая расписка, в которой он подробно изложил обстоятельства совершенного преступления. Оперативники говорят, что расследование преступления продолжается, предстоит еще установить его заказчика и посредника.
Вчера обвиняемому Александру Каталицкому было предоставлено последнее слово. Все ожидали от него гневных слов в адрес прокуратуры и оперативников, но Александр Каталицкий был краток: "Ваша честь, в чем меня обвиняют, я никогда не совершал. Думаю, вы сами все прекрасно видите и разберетесь". И сказал вслед судьям, удалявшимся в совещательную комнату: "Надеюсь на справедливость".
Через полтора часа судьи появились для оглашения приговора. Судебная коллегия установила, что в августе 2001 года Александр Каталицкий принял от "не установленного следствием лица" предложение устранить вице-мэра Игоря Белякова за четверть миллиона рублей. Вместе они осмотрели местность и выбрали позицию для стрельбы. Стрелять решили в лесу у трассы, где из-за неровности покрытия водитель вице-мэра сбрасывал скорость. Утром 7 августа 2001 года, когда служебная "Волга" Игоря Белякова подъехала к намеченному месту, Каталицкий дал по ней автоматную очередь. Затем подошел к остановившемуся автомобилю и произвел контрольный выстрел в голову жертвы.
Затем суд перешел к анализу доказательств, подтверждающих, по его мнению, виновность подсудимого. Одним из них суд признал записку, изъятую в апреле прошлого года в Томске у кредитора Александра Каталицкого Филиппова. В ней Александр Каталицкий, как установила экспертиза, собственноручно пишет о том, где, как, из какого оружия он убил чиновника и на что потратил полученные деньги. Как пояснил кредитор в суде, записку с компроматом на себя киллер оставил у него в качестве гарантии возврата долга. Другим доказательством вины арестованного суд признал показания сотрудников оперативно-розыскного бюро. Выдавая себя за представителей преступной группировки, которым нужно заказать убийство некоего кавказца, они обратились к Александру Каталицкому, и им удалось выяснить подробности расстрела чиновника. Переговоры фиксировались на диктофон. Виновность Александра Каталицкого, счел суд, подтверждается и его явкой с повинной.
На процессе Каталицкий заявил, что оговорил себя. Записку с признанием он написал якобы для того, чтобы кредитор от него отстал, и первое, что пришло ему в голову,– это убийство Игоря Белякова. Подробности преступления он будто бы узнал в СМИ. Заявление об алиби, которое якобы было у подсудимого Каталицкого на день убийства вице-мэра, суд признал недостоверным. По словам обвиняемого, 7 августа 2001 года он весь день был с сестрой дома и ждал потенциальных покупателей своей квартиры. Не нашли, по мнению суда, утверждения предполагаемого киллера о физическом и моральном давлении, оказанном на него оперативниками и прокурорами. Как сообщил Александр Каталицкий, в случае его отказа сделать признание оперативники угрожали "не отпускать" из ОРБ его гражданскую жену.
Судьи признали подсудимого Каталицкого виновным в убийстве по найму (ч. 2 ст. 105 УК РФ) и приговорили к 14 годам строгого режима. С учетом смягчающих вину подсудимого обстоятельств (боевые заслуги во время чеченской кампании и наличие ребенка) суд снизил предложенное прокурором наказание на год. Когда Александра Каталицкого уводили в конвойное помещение, он заявил, что справедливости в Новосибирске нет, и разразился нецензурной бранью.
КОНСТАНТИН Ъ-ВОРОНОВ, Новосибирск, "Коммерсантъ", 26 мая 2006