Александр Суриков рассказал "Континенту Сибирь" о Белоруссии
Операцию «преемник» нам еще предстоит увидеть
В начале мая российские СМИ распространили информацию о «кардинальных изменениях в торгово-экономической и кредитно-финансовой политике России в отношениях с Белоруссией». Политологи тут же связали это с желанием Кремля надавить на президента Белоруссии Александра Лукашенко и заставить его пойти на объединение двух стран на условиях России. Побывавший в Новосибирске с рабочим визитом как раз накануне «кардинальных изменений», Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Белоруссия Александр Суриков не сомневался, что объединение двух государств не за горами, «остались лишь организационные вопросы». О цели своего визита и своем видении российской политики АЛЕКСАНДР СУРИКОВ рассказал 5 мая на встрече в исполкоме межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».
— В этом году уже два экс-губернатора — вы и Борис Говорин — были назначены послами России в другие страны. Это совпадение или определенная тенденция?
— Наверное, в первую очередь это точка зрения президента РФ. Мне кажется, что Владимир Путин считает важным усилить экономическое взаимодействие с другими государствами. Поэтому он направил послами не дипломатов, а людей, близких к экономике, бывших губернаторов.
— Какова цель вашего визита в Новосибирск?
— Еще во время встреч в администрации президента перед моим назначением Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Республике Белоруссия был сделан акцент на интеграционно-экономических аспектах взаимоотношений России и Белоруссии. Моя задача как российского дипломата — способствовать этой интеграции. Первые шаги уже сделаны. Идет формирование экономических представительств российских федеральных округов в Белоруссии. Так, 15–16 мая запланирован визит в Белоруссию делегации Северо-Западного федерального округа во главе с полпредом президента Ильей Клебановым, в которую войдут губернаторы этого округа. Решение о создании единого экономического представительства на территории Белоруссии принял Сибирский федеральный округ.
Приезд делегации МАСС в Беларусь намечен на осень. Мое пребывание в Новосибирске связан с подготовкой этого визита. Нужно определить, по каким экономическим направлениям нам предстоит работать, учесть интересы СФО в целом и конкретных сибирских предприятий, которые уже работают в экономике Белоруссии.
— У некоторых сибирских регионов, например, Алтайского края, Читинской области, есть свои представительства в Белоруссии. Есть ли необходимость другим регионам напрямую выходить в эту республику или оптимальнее работать через представительство округа?
— Работать через экономические ассоциации, такие как «Сибирское соглашение», — это более оптимальный вариант. Эти структуры, созданные губернаторами и взаимодействующие с полпредствами, учитывают интересы всех территорий и интересы конкретных предприятий.
— По каким направлениям возможно сотрудничество?
— Практически по всем. У Белоруссии очень интересный опыт по организации местного самоуправления. Там существует 44 социальных стандарта, соблюдение которых должны обеспечить администрации любого уровня — от государственного до муниципального. Эти стандарты касаются всего социального аспекта: содержание одного больного, одного ученика, даже сколько фонарей на квадратный километр должно гореть. Это как раз то, на чем мы спотыкались, обсуждая 131-й закон (закон об организации системы местного самоуправления. — «КС»), который менял порядок действия местного самоуправления в 2005 году и который не смогли ввести с 2006 года. В Белоруссии эти стандарты работают как абсолютный закон для каждого руководителя администрации и депутатского корпуса любого уровня. В России этого до сих пор нет.
В Белоруссии почти исключено такое понятие, как коррупция. Мы же в России до сих пор ищем способы борьбы с ней. Для всех белорусских чиновников введен регламент действий по 400 направлениям, по которым гражданин сталкивается с чиновником, начиная от оформления паспорта до оформления недвижимости. Чиновник не может выйти ни за срок, необходимый для оформления документов, ни за стоимость, установленную государством. Если вышел — как минимум лишится своего места. Абсолютно антикоррупционный документ, ясный и понятный. Может, не всегда удобный чиновнику, но гражданину — очень. Я отдал этот документ в Госдуму, возможно, белорусский опыт будет нам полезен.
В Белоруссии все высшие учебные учреждения обязаны отвечать за трудоустройства выпускника, независимо от того, за чей счет он обучается. Сегодня российская молодежь стремится уехать в Белоруссию, получить там образование и начать работать. А когда наработан определенный стаж, молодежь возвращается в Россию. Как посол в Белоруссии я подписываю выход из гражданства России в пять раз чаще, чем наоборот. Причем меняет гражданство молодежь.
Естественно, перспективным является экономическое сотрудничество. Тысяча российских заводов являются смежниками для белорусских. Безусловно, посольство в этом плане может помочь сформировать представительства в республике, установить контакты, способствовать созданию совместных производств, филиалов, дочерних компаний.
— До назначения у вас было такое же мнение о президенте Александре Лукашенко?
— Первый раз я посетил Белоруссию в 1998 году, когда Александр Лукашенко уже был президентом. А затем приехал в 2002 году. За четыре года республика заметно вышла на новый уровень развития. В этом году я вновь отметил изменения только в лучшую сторону. Если жизнь людей год от года становится лучше, мне трудно согласиться с ярлыками тирана и диктатора, которые навешивают на Лукашенко. Могу только сказать, что Белоруссии много достается за свою независимую экономическую политику.
— Почему, на ваш взгляд, идет торможение объединительного процесса России и Белоруссии?
— В России есть позитивные силы, которые стремятся к союзу. Но есть силы, которые не хотели бы объединения, — это некоторые политики и даже государственные чиновники, которые прислушиваются к мнению Европы и США.
Есть опасения и у белорусов. Они опасаются роста преступности, приватизационной вакханалии, «черных» схем по уплате налогов и так далее. Белоруссия боится утратить то, что ей удалось создать за эти годы. Это государство, не имея нефти и газа, сегодня имеет уровень бюджетной обеспеченности такой же, как в России.
Пока больше вопросов, честно говоря, организационных: кто будет управлять союзным государством? Тут обе стороны должны договориться. Это выше возможности послов, как вы понимаете. Это компетенция лидеров государств, парламентов, кабинетов министров.
— Российские политологи не исключают, что Союз России и Белоруссии нужен Владимиру Путину, чтобы стать во главе объединенного государства.
— Я не исключаю, что после принятия Конституционного акта появится президент союзного государства.
— В Новосибирск в последнее время зачастили вице-премьеры Сергей Иванов, Дмитрий Медведев. Это связано с тем, что их называют возможными преемниками президента?
— Как мне кажется, операция «преемник» еще не объявлена. Я не исключаю, что и Медведев, и Иванов могут рассматриваться в будущем на какие-то высокие государственные должности. А Новосибирск им интересен по той простой причине, что здесь расположено представительство президента по СФО. От количества поездок того или иного высокопоставленного чиновника не нужно судить о преемничестве, то или иное назначение по служебной лестнице тоже не надо квалифицировать как преемничество. Я думаю, что операцию «преемник» нам еще предстоит увидеть.
— Как вы считаете, роль полпредства будет усиливаться или этот институт изживет себя?
— Как поведет себя новый президент после 2008 года, сказать трудно. Он может укрепить полпредства, может уменьшить их функции. Но то, что промежуточный институт между федеральной властью и региональной останется, это мне понятно. Правда, может быть, в другом виде. Между прочим, такой промежуточный механизм был в СССР: совнархозы, экономические районы. В Западно-Сибирский экономический район входили Кемеровская, Новосибирская, Омская, Тюменская, Томская области, Алтайский край. В Новосибирске работал представитель Госплана, в чьи задачи входила координация работы отраслей. А местные органы власти отвечали лишь за то, что связано с местной промышленностью.
Жанна Костина, "Континент Сибирь", 19 мая 2006