"Коммерсантъ": Республиканцы обвинили ФРС в "удушении партии"
Руководство Республиканской партии России (РПР) вчера обвинило Федеральную регистрационную службу (ФРС) в массированном давлении на РПР с целью парализовать ее деятельность. По словам сопредседателя партии, депутата Госдумы Владимира Рыжкова, безуспешно попытавшись "зарубить" республиканцев при проверке численности, чиновники начали "душить партию административной подушкой", не признавая итоги ее декабрьского съезда, избравшего новое руководство РПР.
"Республиканская партия испытывает все возрастающее давление со стороны государства,– заявил господин Рыжков на пресс-конференции в 'Интерфаксе'.– В стране идет партийная зачистка, суть которой – в запрете оппозиционных партий". При этом депутат составил собственную классификацию способов "удушения" (см. справку). "В итоге на парламентских выборах 2007 года избирателям будет предложен набор из кремлевских блюд",– сообщил господин Рыжков. По его словам, действия власти направлены на создание "Дрезденской политической системы", существовавшей в ГДР, когда там служил Владимир Путин: "Там была формальная многопартийность, но при правящей Социалистической единой партии Германии еще четыре партии существовали как гарниры к жирной котлете".
Недовольство республиканцев вызвано неоднократными отказами ФРС зарегистрировать итоги прошедшего 17 декабря 2006 года XIV съезда партии, на котором были избраны четыре сопредседателя РПР, 27 членов политсовета и изменен юридический адрес организации. "Мы провели съезд с тройным запасом прочности,– отметил господин Рыжков.– По закону ФРС должна была внести изменения в учредительные документы в течение одного дня, но воз и ныне там. В итоге наша работа парализована". При этом, по словам депутата, ФРС выдвигала "смехотворные" предлоги для отказа: "Они затребовали в 133 раза больше документов, чем требуется по закону, ввели юридически несуществующее понятие 'нелегитимный съезд' и нарушили сроки рассмотрения документов". В результате республиканцам, как сообщил господин Рыжков, удалось письменно зафиксировать десять случаев "прямой лжи" со стороны ФРС и столько же случаев превышения ее полномочий. С этими материалами партийцы 11 мая обратились в Таганский райсуд Москвы с требованием обязать ФРС зарегистрировать изменения в учредительных документах партии. Вчера суд назначил рассмотрение дела по существу на 1 августа.
"Нас душат, потому что проверку мы уже прошли, и по численности и количеству региональных отделений нас запретить не могут",– негодует депутат Рыжков. Хотя сама проверка тоже шла непросто. "В неофициальных разговорах нам в региональном управлении ФРС сообщили, что из Москвы пришла бумага: проверять нас под микроскопом",– сообщил лидер воронежского отделения РПР Юрий Бездетко. В итоге, по его словам, к проверке привлекались не только паспортно-визовая служба, но и сотрудники милиции, посещавшие квартиры членов партии. А при обзвоне партийцев сотрудниками ФРС граждан, отказывавшихся разговаривать с незнакомым собеседником, записывали как "не подтвердивших свое членство в партии".
Объясняя причины столь пристального внимания государства к партии, Владимир Рыжков сообщил, что РПР – организация, которая не несет на себе такого негатива, как СПС и "Яблоко", и потому является наилучшей базой для создания объединенной демпартии. "Если бы мы уже сегодня имели все бумаги, это значительно увеличило бы наши шансы,– сообщил депутат.– Они не могут ничего сделать политически и мучают нас бюрократически". По мнению господина Рыжкова, сегодня ни одна другая партия не подвергается такому массированному давлению. "Это прямое нарушение Конституции, мы дойдем до Страсбургского суда,– пообещал он.– Если кто-то в управлении внутренней политики администрации президента полагает, что эту грушу они проглотят и не подавятся, они ошибаются – подавятся! Мы будем бороться до конца!"
В ФРС от официальных комментариев вчера отказались. Глава управления ФРС по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Алексей Жафяров лишь подтвердил Ъ, что "в данный момент у нас суд с Республиканской партией".
ЮРИЙ Ъ-ЧЕРНЕГА, "Коммерсантъ", 9 июня 2006
"Перехват", "омедвеживание" и "атака клонов"
По наблюдениям Владимира Рыжкова, у власти есть пять сравнительно честных способов нейтрализации оппозиционных партий.
План "Перехват": вместо экс-премьера Михаила Касьянова, который должен был возглавить Демократическую партию России, ее возглавил Андрей Богданов, проведший "большую работу" с депутатами в последние дни перед съездом.
План "Кукушонок": лидер Российской партии пенсионеров Валерий Гартунг, при котором партия начала успешно выступать на региональных выборах, был смещен лидером Тульского отделения партии Игорем Зотовым, который незадолго до этого прошел в депутаты облдумы по списку партии.
План "омедвеживания": лидера Аграрной партии России Михаила Лапшина сменил Владимир Плотников, являющийся членом фракции "Единая Россия" в Госдуме.
План "Разделяй, разрушай, не допускай": партия "Родина" была отстранена от выборов в региональные парламенты семи из восьми регионов в единый день голосования 12 марта. В итоге лидер партии Дмитрий Рогозин добровольно передал свой пост главе исполкома "Родины" Александру Бабакову.
План "Атака клонов": создание партий, "параллельных" уже существующим: "Свободная Россия" на правом фланге и "Патриоты России" – на левом.