"Листок": Взрывы в Алтайском заповеднике, Или директор-рейнджер и американские доллары
Ранее на эту тему:
В алтайском заповеднике взорвали катер и попытались поджечь офис
Алтайский заповедник закрывает турбазы
Прокуратура ограничила доступ к водопаду Корбу
На прошлой неделе на территории Алтайского государственного природного заповедника (АГПЗ) прокатилась волна поджогов и взрывов. В ночь с 5 на 6 июня неизвестные лица взорвали катер и подожгли служебное помещение на территории АГПЗ. Ночью 9 июня неизвестные лица подожгли патрульный катер «Зурбаган», проникнув в его машинное отделение. Пожар был локализован и потушен сотрудниками заповедника.
Нехорошие дела творились в заповеднике и ранее. 14 апреля 2006 года неизвестные напали на заместителя директора Алтайского природного заповедника Владимира Труляева и избили его. В апреле 2004 года в поселке Яйлю была убита заместитель директора заповедника по науке Юлия Захарченко.
Очевидно, что эти события – следствие конфликта между администрацией заповедника и лично директором Вячеславом Тригубовичем с местным населением – жителями Яйлю, Иогача и Артыбаша. Впрочем, сам директор охотно распространяет версию о том, что все происшествия – следствие его принципиальной борьбы со злобными владельцами турбаз, кои он сносит едва ли не пачками. В действительности достоверно известно лишь об одном факте: в этом году господин Тригубович выиграл арбитражный суд, по решению которого владельцы турбазы «Таежный залив» обязаны снести домики, построенные на берегу озера.
Но, конечно, все не так просто, как хочет представить господин директор. Местные СМИ не раз писали об особенностях характера Вячеслава Тригубовича, которые, видимо, и обуславливают специфику его способа руководства. Жители поселка Яйлю неоднократно обращались в органы власти с просьбой отстранить от должности директора АГПЗ Тригубовича еще задолго до судебных процессов о сносе «Таежного залива». Регулярно в правоохранительные органы поступают заявления о насилии и оскорблениях со стороны директора.
Например, 21 февраля текущего года в прокуратуру было направлено заявление сотрудников заповедника, которые утверждали, что Тригубович постоянно оскорбляет их человеческое достоинство «с применением нецензурной брани, причем в нетрезвом виде». «В обращении со своими подчиненными Тригубович проявляет грубость, невзирая на возраст и опыт работы, часто употребляет нецензурные выражения, — сообщали заявители. — 6 февраля 2006 года во время получения заработной платы по доверенности для отдаленного кордона сотрудником заповедника Данилиной последняя была грубо, с применением физической силы, выставлена из помещения. При этом директор прилюдно оскорбил своего подчиненного — пожилую женщину. Сотрудники научного отдела заповедника, зная вспыльчивый характер директора, даже боялись приблизиться к Тригубовичу и предотвратить конфликт. За последнее время директор Вячеслав Тригубович не в состоянии объективно оценивать положение дел в заповеднике, так как постоянно находится в подавленном или сильно возбужденном состоянии, провоцирует конфликтные ситуации с подчиненными ему людьми».
А осенью 2005 года в отношении Вячеслава Тригубовича было возбуждено уголовное дело по факту угрозы убийством с использованием табельного оружия. Как сообщала по этому поводу газета «Звезда Алтая», «это уже не первый случай, когда директор государственного учреждения применяет или дает указание своим сотрудникам на незаконные силовые методы для решения проблем, порой им самим и созданных. Летом в районе водопада Корбу — памятника природы республиканского значения — сотрудниками охранной фирмы из Новосибирска, нанятой администрацией заповедника для контроля за посещениями водопада, в присутствии многочисленных свидетелей был зверски избит один из туристов, супруга которого от увиденного потеряла сознание. В августе на Телецком озере при задержании моторной лодки директором Вячеславом Тригубовичем было применено табельное оружие — пистолет „ТТ“. В лодке кроме водителя находились туристы — две женщины и двое мужчин, приехавшие полюбоваться красотами Алтая. Во время одного из производственных совещаний директор Тригубович угрожал физической расправой старейшему работнику охраны заповедника Зубину».
А чего стоит история о том, как в феврале 2005 года троих 14-летних подростков, рыбачивших на удочку, под прицелом карабинов доставили в контору заповедника и допрашивали с пристрастием? И это при том, что рыбалка такого вида на озере разрешена.
В беседе с корреспондентом «Листка» один из бывших сотрудников заповедника, руководитель клуба «Хранители озера» (в котором занимались, в том числе, и реабилитацией «трудных» подростков) Евгений Веселовский справедливо заметил, что взрывы катеров и офисов – прямое следствие тех поступков, которые в свое время совершал Вячеслав Тригубович.
«Все эти происшествия – результат антагонизма между местным населением и администрацией заповедника, - уверен господин Веселовский. – Этот антагонизм всегда был, но ранее администрация заповедника привлекала местное население к работе. Поэтому конфликт интересов так ярко не выражался. Хотя, еще раз отмечу, противостояние между заповедником и жителями Иогача и Артыбаша было всегда».
«Сейчас головной офис переведен в Горно-Алтайск, основная часть ведущих сотрудников – это люди, привлеченные из Новосибирска, Горно-Алтайска, Барнаула. Научный и оперативный потенциал, который есть в поселке Яйлю, брошен на произвол судьбы и не задействован. С 2003 года, как директором АГПЗ стал Вячеслав Тригубович, увольняют тех людей, которые живут в поселке Яйлю. А там нет другой работы, кроме как в заповеднике. Жители Яйлю работали там десятилетиями. Так что происходящие инциденты - это бумеранг. Зло возвращается. И источником зла стали неумелые действия нынешней администрации», - уверен Евгений Веселовский.
По словам Веселовского, в августе 2005 года директор заповедника, находясь на борту катера, угрожая и производя выстрелы из пистолета ТТ, требовал остановить лодку с туристами из Новосибирска. Водитель лодки подал заявление в Турачакский РОВД, однако уголовное дело возбуждено не было. А на днях этот катер был взорван. «Я не утверждаю, что это сделали туристы, пережившие в прошлом году страх и унижение. Но зло, запущенное Тригубовичем, вернулось. В марте 2005 года в конторе заповедника незаконно содержали под стражей жителей поселка Яйлю. Охрана заповедника не имеет на это права, это незаконно. Но по распоряжению заместителя директора Владимира Труляева людей там держали. Труляева недавно избили, а контору попытались сжечь. Так что причем тут «Таежный тупик» и решения арбитража о сносе турбаз? Причина происходящего в том, что людей слишком долго унижали и забивали».
В том, что причину происшествий следует искать в конфликте, устроенном нынешним директором, уверен и депутат Госсобрания, президент Ассоциации туроператоров Алтая Сергей Зяблицкий. «С момента прихода в 2003 году на пост директора заповедника Вячеслава Тригубовича в коллективе заповедника сложилась очень конфликтная ситуация, - сообщил депутат Зяблицкий «Листку». – Здесь очень сложно судить, кто прав, а кто виноват. Тригубович демонстрирует излишнюю жесткость. Он пытается внедрить в заповеднике собственные представления о природоохранной деятельности, которые вступают в конфликт с представлениями тех, кто работал в АГПЗ годами. Часть работников была вынуждена уйти из заповедника».
Корреспондент «Листка» поинтересовался у Сергея Зяблицкого, уместно ли в последних происшествиях обвинять туроператоров, которые недовольны сносом турбаз на берегу Телецкого озера, произведенном по инициативе Тригубовича. «Не думаю, что эти события связаны с действиями туристских фирм, хотя подспудно проводится именно эта точка зрения», - сказал он.
Говорят, «экология» - выгодный бизнес, и если правильно поставить дело, то «экологам» можно безбедно существовать на гранты и пожертвования. То, что талант такой есть у нынешнего директора АГПЗ, бесспорно. В Интернете можно найти сайт фонда The Altai Conservancy Inc., который возник по инициативе «русского биолога» и «рейнджера» (терминология сайта) по имени Slava Trigubovich. В 2002 году он приехал в США, чтобы найти поддержку в деле охраны природы. Был создан названный выше фонд, штаб-квартира которого располагается в городе Вудсток, штат Вермонт. В руководство фонда входят Дэвид Дулиттл, Джордж Хелмер, Крис Ллойд, Пол Дулиттл, Вячеслав Тригубович, Джеймс Дуайнелл, Эмили Бибби.
Известно, что этот фонд принимает пожертвования подержанными машинами (If you are living in Vermont and interested in donating your car to charity, you can contact the following programs to see if they accept car donation), не брезгует и наличными деньгами. Например, приняла в дар от компании Sterling Engineering, которая надеялась, что помогает крупнейшей заповедной территории России, 1 тыс. долларов.
Один из учредителей фонда – Джеймс Дуайнелл, известный в Вермонте журналист, пишущий на политические темы, ведущий популярного местного портала The Dwinell Political Report. О некоем Крисе Ллойде, живущем в Вудстоке, из Интернета известно , что он является активным сторонником Демократической партии. Во всяком случае, в 2004 году Крис Ллойд жертвовал на предвыборную кампанию демократов. 26 января – 500, 16 апреля – 313, 23 апреля – 200, 25 июня – 300 и 30 августа – 1000 долларов США. Даже по американским меркам это может позволить себе весьма не бедный человек.
А вообще, судя по данным налоговых органов США , только в 2004 году доход фонда составил 233 031 долларов США, а имущество фонда оценивалось в 146 843 доллара. Судя по документам, в фонде на полный рабочий день заняты не более 5 человек.
В 2003 году доходы фонда составили 234 628 доллара. Единственной статьей доходов явились частные пожертвования. Расходы превысили доходы и составили 251 894 доллара. Подавляющая часть расходов – так называемые программные мероприятия ($211 970). Расходы на администрирование составили $16 485, прочие расходы - $23 439.
Что же такое программные мероприятия, спросит читатель? Судя по данным, приведенным в этом же отчете, одним из главных итогов деятельности фонда является «рейнджерская» деятельность по пресечению незаконной охоты и рыбалки. Ну, то есть на борьбу с 14-летними пацанами, на стрельбу в туристов, видимо, и потрачены эти самые 251 тыс. баксов.
Еще одной из целей, на которые тратятся средства, названо создание Сайлюгемского заповедника, который окружил бы плато Укок и стал бы еще одним препятствием в деле строительства газопровода в Китай. Я не страдаю шпиономанией, но возникает вопрос – какое дело США до того, будем ли мы строить магистраль в Китай? Почему нас намеренно заставляют искать транзитные пути, причем на американские деньги?
К сожалению, данных о последующих финансовых операциях в Интернете найти не удалось, но, судя по предыдущим периодам, фонд в год зарабатывает не менее 200 тыс. долларов США, почти 6 млн. рублей.
Это что же получается, господа? Получается, что в республике завелся некий Остап Бендер, «сын лейтенанта Шмидта», который выдает себя на Западе за представителя интересов Горного Алтая и «рубит на этом бабло». В то время, когда власти решают, как же раскрутить бренд Горного Алтая, чтобы он приносил доход в местную казну, некий молодой человек, «рейнджер» Slava Trigubovich, схему давно и с успехом реализовал.
Мне, например, непонятно, на какие «программные цели» тратятся деньги The Altai Conservancy Inc.? А ведь это большие деньги. Евгений Веселовский получал спонсорскую помощь на свой клуб «Хранителей озера», но и результат был виден – десятки ребятишек приобщились к природе, научились ее ценить и бережно к ней относиться. Хотя тратилось на это ну просто на несколько порядков меньше средств. А в случае с «рейнджером» результатов не видно.
Получается очень интересная картина. В то время, когда по всей России с опаской стали смотреть на организации, финансируемые из-за рубежа, в Республике Алтай действует представитель богатого фонда, который на американские деньги, получается, шугает местных жителей и туристов.
Наверняка Slava Trigubovich отчитывается перед The Altai Conservancy Inc. о том, как расходуются средства фонда – это общепринятая практика. Но мне кажется, что, как честный человек, он должен отчитываться и перед жителями республики, именем которой он пользуется для привлечения средств. В общем, хотелось бы увидеть таковой отчет уже в ближайшем будущем.
«Все, что ни было под начальством его, сделалось страшными гонителями неправды; везде, во всех делах они преследовали ее, как рыбак острогой преследует какую-нибудь мясистую белугу, и преследовали ее с таким успехом, что в скором времени у каждого очутилось по нескольку тысяч капиталу», - эти слова были написаны теперь уже в позапрошлом веке известным русским писателем Николаем Гоголем. Прошло с тех пор почти уже два столетия – а похоже, мало что переменилось в нашем государстве.
Конфликт в заповеднике тянется уже несколько лет, с момента назначения Тригубовича директором, и, судя по последним событиям, миром дело там разрешится только в одном случае – если эксцентричный директор покинет свой пост. Посудите сами: разве может в мирное время в демократической стране работать руководителем человек, размахивающий пистолетом и унижающий работников? Видимо, он хороший специалист, если его назначили на эту должность, но совершенно очевидно, что он при этом никудышный управленец. Ведь в задачу управленца входит работа с людьми, поддержание в коллективе нормальной, рабочей атмосферы. Люди – это не деревья, не озера и не рыбы. И хороший управленец это понимает. В случае же с Тригубовичем видно, что он относится к некоторым своим сотрудникам в лучшем случае как к деревьям, в худшем – как к скотине. Да и не только к сотрудникам, даже к посторонним людям, туристам.
И вовсе не борьба с гнусными нарушителями природоохранного законодательства, не злобные происки тех бизнесменов, которые якобы гребли лопатой деньги с «Таежного залива» и водопада Корбу, стали причиной последних происшествий в заповеднике. Это следует даже из приговоров суда и материалов следствия по наиболее громким преступлениям в заповеднике. 13 июня прокуратура республики даже была вынуждена распространить специальное разъяснение по этому вопросу. «В последние дни в средствах массовой информации появились многочисленные публикации о том, что в Алтайском государственном заповеднике участились факты нападения на сотрудников, - говорится в разъяснении прокуратуры. – Авторы публикаций связывают совершение преступлений с активным наведением порядка на подведомственной территории. При этом в некоторых публикациях сообщаются сведения, не соответствующие действительности. По расследованным уголовным делам установлено, что поводом для совершения некоторых преступлений послужили личные неприязненные отношения, сложившиеся между преступником и жертвой».
Далее прокуратура приводит подробности происшествий. Приговором Турочакского районного суда 16 августа 2004 года к 10 годам лишения свободы за убийство заместителя директора АГПЗ Юлии Захарченко был осужден Юрий Голованов. Преступление совершено при следующих обстоятельствах: с июля 2003 года работник Алтайского государственного природного заповедника Юрий Голованов с согласия администрации заповедника временно проживал в помещении «заежки» в селе Яйлю Турочакского района. В период работы у Голованова сложились личные неприязненные отношения с заместителем директора заповедника Юлией Захарченко, так как та была против его проживания в помещении. 8 апреля 2004 года во второй половине дня Юлия Захарченко с другими работниками заповедника приехали в Яйлю в целях проведения инвентаризации в помещении «заежки» и конторы. Вечером Голованов, находясь в помещении «заежки» в состоянии алкогольного опьянения, в ответ на замечание, сделанное ему Захарченко по поводу его поведения, из личных неприязненных отношений, взял топор и нанес несколько ударов по голове Захарченко. От полученных телесных повреждений Захарченко скончалась на месте происшествия.
15 апреля 2006 года прокуратурой Турачакского района возбуждено и расследуется уголовное дело по факту нападения на главного лесничего заповедника Владимира Труляева. Расследованием уголовного дела установлено, что 14 апреля текущего года в селе Яйлю после употребления спиртных напитков Анатолий Пощеленко (1985 года рождения), Станислав Кукуев (1979 года рождения) и Виктор Грищук (1986 года рождения) из мести за то, что ранее Труляев привлекал их к ответственности за совершение административного правонарушения, договорились «припугнуть» последнего: связать и оставить на улице.
Поздно вечером того же дня все трое изготовили маски, взяли шнур от рюкзака и направились к жилищу Труляева. Ворвавшись в дом лесничего, Пощеленко, Кукуев и Грищук повалили его на пол и попытались связать. Встретив активное сопротивление Труляева, нападавшие скрылись с места происшествия, их действиями Труляеву были причинены телесные повреждения. Нападавшие привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 318 УК РФ, предусматривающей ответственность за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Уголовное дело расследуется прокуратурой района и находится в завершающей стадии расследования. Наказание за это преступление предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.
Конечно, ни в коем случае нельзя оправдывать преступников. Но ответственность за происходящее лежит на господине Тригубовиче, который создал в коллективе заповедника и в селе Яйлю такой неудобоваримый моральный климат, который толкает людей на злодеяния. Именно на нем лежит моральная ответственность за происходящее. И неужели никто не видит, что преступления там, видимо, будут продолжаться, и толкать людей на них будет полная управленческая несостоятельность директора? Оставляя его в должности, не предпринимая мер по его увольнению, власть просто провоцирует продолжение «Телецкого беспредела» на Алтае.
Подозреваю, что лояльные нынешней администрации заповедника сотрудники в ответ на эту публикацию тоже будут готовить статьи. Даже знаю, какие аргументы они будут приводить. Один из главных – то, что якобы против их любимого руководителя, радетеля за «заповедность Телецкого озера» идет проплаченная пиар-компания. Аналогичные обвинения в наш адрес выдвигали сторонники бывшего главы республики Михаила Лапшина. Когда мы писали о том, что в построенных под его руководством домах в зоне землетрясения холодно, они говорили, что мы очерняем действительность и исполняем политический заказ. Когда мы писали, что Лапшин ради своей партии испортил отношения с федеральным центром и из-за этого республике дают мало денег, пиарщики агрария твердили, что Кремль не видит другого столь достойного кандидата на пост главы, нежели Михаила Ивановича. Сейчас-то, надеюсь, уже всем, даже бывшим сторонникам бывшего главы, ясно, что мы были правы. Просто правы – и «проплаченность» публикаций тут не при чем.
Мы пытались реагировать на те проблемы, которые волновали народ, а не исполняли пресловутый заказ. Так и в случае с заповедником. Ну, просто невыносимо смотреть на то, что там происходит. Это противостояние пора прекращать. Вот и все наши мотивы. Не должны из-за одного горе-руководителя страдать десятки, если не сотни людей.
Дмитрий Кобзев, «Листок», 15 июня 2006