"Континент Сибирь" об объединении "неединороссовских" партий на Алтае
Миноритарные амбиции
В последнее время в политической жизни Алтая наметилась тенденция консолидации «неединороссовских» партий и общественных организаций. Местные эксперты отмечают, что у такой коалиции есть определенная политическая база и этот союз может стать заметным центром политического влияния, даже несмотря на то что в него входят диаметрально противоположные политические силы.
19 июня в рамках круглого стола «Народу — свободу слова!» около 30 региональных отделений партий и общественных организаций (КПРФ, РПР АПР «Яблоко». СПС, НПР, НДС, СДПР, «Партия Зеленых», «Патриоты России», Российская партия жизни и ряд других, а также 12 общественных организаций: ДПА, «За достойную жизнь», Союз коммунистической молодежи и другие) подписали заявление, в котором выразили серьезную озабоченность по поводу перекосов в информационной политике в СМИ. Вследствие чего «отсутствует освещение на государственном телевещании различных сторон жизни общества, а правдивая информация о действиях оппозиции изымается из телепрограмм ВГТРК и Первого канала», искажается смысл заявлений политических лидеров, за исключением представителей «ЕР».
Это не первая совместная акция «неединороссовских» партий и общественных организаций, прошедшая по инициативе краевого «левого» Союза политических партий и общественных объединений «За наш Алтай» (преемника НПСР). Точкой отсчета для наметившейся коалиции можно считать подписание накануне довыборов в Крайсовет в марте текущего года соглашения о проведении «чистых выборов», под которым, кроме местных отделений АПР и КПРФ, подписались «яблочники», социал-демократы и ряд других. В мае коалиция вновь дала о себе знать, выступив оппонентом губернатору края Александру Карлину, запретившему своим постановлением в конце прошлого года проведение на центральной площади Барнаула массовых мероприятий. КПРФ и СПС направили иски в суд, пытаясь отменить запрет губернатора, параллельно велась публичная политическая риторика, которая вылилась в совместное обращение политических партий и общественных организаций на имя Карлина с требованием отменить запрет. Письмо подписали уже значительно большее число региональных отделений партий (КПРФ, Аграрная партия России, «Яблоко», СПС, Республиканская партия России, Партия возрождения России, Партия мира и единства, «Родина» и другие). Через несколько дней после появления этого документа губернатор приостановил «до решения суда» пункт своего постановления, запрещающего проведение мероприятий на площади. Этот факт коалиция записала себе в актив и, вероятно, он послужил определенным подтверждением влиятельности данного неформального союза. Возможно, поэтому последняя акция коалиции — круглый стол «Свободу слова — народу!» — вновь расширила ее ряды.
Тенденцию формирования некоего неформального политического объединения сил порой с диаметрально противоположной идеологией по-разному оценивают на Алтае. Предсказуемо скептически настроены «единороссы». Руководитель исполкома АРО «ЕР» Игорь Кокинов сообщил корреспонденту «КС»: «Для нас появление такой коалиции не является неожиданностью. Вопрос в том, несет ли она что-то позитивное и конструктивное, ведь ее члены сосредоточились исключительно на негативных настроениях населения. В коалицию входят идеологически и организационно разобщенные политические силы, поэтому я не думаю, что такой союз просуществует долго. Он формален и является лишь ответной реакцией вошедших в него партий на растущую потерю электората».
Алтайские коммунисты, напротив, уверены, что по целому ряду тем данный союз может выступать единым фронтом. «Сегодня мы видим, что в информационном пространстве существует лишь «Единая Россия» и ее сателлиты, все остальные партии и общественные организации изымаются из него. Политическая монополия «ЕР» способствует нашему объединению, — говорит председатель комитета Крайсовета коммунист Игорь Вольфсон. — Несмотря на разную идеологию, у нас много общих позиций по таким темам, как реформирование ЖКХ, тарифы, растущие земельные налоги, невыплата зарплаты, сокращение бюджетных учреждений образования и целый ряд других социальных проблем, по которым мы намерены в разной степени (в зависимости от заинтересованности) консолидироваться с теми или иными партиями».
«У нас много схожих позиций. Мы все обеспокоены тем, как думское большинство меняет избирательное и партийное законодательство. Несмотря на идеологические разногласия, у нас общие тактические задачи. Например, мы одинаково не приемлем повышение тарифов на ЖКХ и даже проводили в этом году совместную с «левыми» акцию протеста, — соглашается с Вольфсоном председатель исполкома АРО «РПР» Геннадий Шейда. — В то же время мы видим свою задачу не только в критике действующей власти, но и в конструктивном диалоге».
«Власти — и федеральные, и краевые — замечают оппозицию, только когда она выходит на улицы. Объединившись, мы сможем стать более влиятельной политической силой в крае, — считает лидер алтайских «яблочников» Александр Гончаренко. — Уверен: несмотря на то что на выборах каждая партия будет выступать самостоятельно, будущее у коалиции есть».
«Обычно такие объединения формируются вокруг политически амбициозных фигур, которые хотят обеспечить себе широкую поддержку в обществе. Учитывая, что в настоящем проекте задают тон КПРФ и АПР, думаю, именно в их рядах и стоит искать эти заинтересованные фигуры из числа представителей прежней политической элиты. Лидеры КПРФ и АПР понимают, что они теряют электорат и влияние, и именно это заставляет их объединяться с другими «неединороссами». Подпиткой для такого союза станет растущее общественное недовольство тем административным манипулированием, которое сейчас принимает все более откровенные формы. Вполне возможно, что эта коалиция будет использоваться как инструмент влияния в предстоящем избирательном цикле и что на этом кто-то из политиков «погреет руки». Однако в целом даже такая коалиция может сыграть важную роль в защите интересов гражданского общества. Она имеет шанс стать альтернативным центром формирования общественного мнения, например, в противовес созданной чиновниками Алтайской Общественной палате», — считает директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышев.
Светлана ЧИСТЯКОВА, «Континент-Сибирь», Барнаул, 23 июня 2006