"Профиль" о том, что ТНК-ВР решила подружиться с "Газпромом"

21 Июл 2006, 03:40

 

Сенсационная новость пришла из Лондона на минувшей неделе: британский нефтегазовый гигант British Petroleum (BP) готов приобрести пакет акций российской «Роснефти».

На эти цели ВР может израсходовать до $2 млрд., сообщил информационным агентствам представитель компании. Некоторые западные СМИ тут же назвали этот ход «умным шагом», поскольку тем самым британская компания как бы приобретает страховой полис в России.

Но взаимопроникновение ВР и «Роснефти» могло бы оказаться еще более глубоким и «умным»: по некоторым данным, российская госкомпания готова приобрести долю в ТНК-ВР, где британцам принадлежит не менее 45% акций. Вот тогда ВР получит настоящую страховку и мощного союзника в конкурентной борьбе с «Газпромом» за газовые месторождения Восточной Сибири.

Сделка между акционерами Тюменской нефтяной компании (ТНК) и British Petroleum стала одной из самых шумных PR-акций в российско-британских отношениях начала XXI века. Ее лично курировали премьер-министр Тони Блэр и президент Владимир Путин. «Альфа-Групп», возглавляемая Михаилом Фридманом, «Ренова» Виктора Вексельберга и американская Access Industries Леонида Блават-ника продали за $3 млрд. половину своих акций в ТНК. ВР внесла в новую компанию свои российские активы — так на свет появилась ТНК-ВР.

Действия этой троицы тоже называли страховкой от российских властей: наличие именитого иностранного акционера позволяло надеяться, что трудностей у нефтяной компании не будет, поскольку Кремль не захочет портить имидж в глазах своих западных партнеров (при том, что Кремль не сам инициировал ту сделку, он лишь не стал ей противодействовать). Первоначально кое-кто из очень влиятельных людей был сильно недоволен, что, мол, «не спросились». Тогда все спасло личное вмешательство Тони Блэра.

В противном случае нельзя исключать, что дело пошло бы по юкосовскому сценарию. Но сегодня у ТНК-ВР возникли другие проблемы.



Они нужны друг другу

До конца года ожидается принятие новой редакции закона «О недрах», в котором ужесточается политика в отношении иностранных корпораций. «В нем прямо говорится, что зарубежные компании не могут самостоятельно разрабатывать стратегические месторождения с запасами более 70 млн. т нефти и 50 млрд. куб. м газа. То есть все более или менее ценные месторождения, — говорит Сергей Правосудов, директор Института национальной энергетики. — ТНК-ВР наполовину принадлежит ВР, и управляют ею в основном британцы. Кроме того, еще не менее 10% акций контролирует американская фирма Access Industries. Ее владелец Леонид Блаватник хоть и родился в СССР, но давно эмигрировал в США и является их гражданином. Следовательно, ТНК-ВР будет сложно претендовать на получение от государства новых лицензий, а старые у компании могут отобрать». Например, заявив о несоблюдении условий лицензионных соглашений, или из-за большого количества простаивающих скважин (Минприроды уже выступило с критикой в адрес компании по этому поводу).

Другая проблема ТНК-ВР — «Газпром». «Дочка» британско-российской компании, «РУСИА Петролеум» (ТНК-ВР принадлежит 62% акций), владеет лицензией на Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области — одно из крупнейших в Восточной Сибири, с запасами газа свыше 1,2 трлн. куб. м. Многие называют Ковыкту наиболее удобной ресурсной базой для поставок газа в Китай и Корею. Но реализовать экспортный проект без «Газпрома» в России нельзя, поскольку он обладает экспортной монополией (Госдума на прошлой неделе приняла специальный закон на сей счет). «Газпром» не хочет входить в проект в роли миноритарного акционера и на все озвученные в СМИ предложения ТНК-ВР отвечает отказом.

Заместитель председателя правления газовой компании Александр Ананенков заявил корреспонденту «Профиля», что «Газпром» вообще считает необходимым отложить освоение газовых месторождений Восточной Сибири до 2015 года. «РУСИА Петролеум» же по лицензионному соглашению должна начать поставлять газ потребителям области уже в этом году. Если этого сделано не будет, лицензию у компании отберут. Но для ВР Ковыкта — стратегический проект, обеспечивающий выход на новые рынки и немалую прибыль: объем поставок в Китай только на первом этапе может составить 30 млрд. куб. м (по нынешним ценам — $7—8 млрд.).

В общем, ТНК-ВР позарез нужен сильный партнер с мощным лоббистским ресурсом, не уступающий «Газпрому». Иными словами, такой, как «Роснефть», совет директоров которой возглавляет один из самых влиятельных людей в стране — замглавы кремлевской администрации Игорь Сечин.

Между прочим, и «Роснефти» объективно был бы выгоден союз с ТНК-ВР. Прежде всего из-за той же Восточной Сибири.

Что касается Восточной Сибири, то представитель «Роснефти» Николай Манвелов сказал «Профилю», что она является зоной стратегических интересов компании, но каждый проект оценивается с точки зрения экономической целесообразности. Комментировать интерес непосредственно к Ковыктинскому месторождению он отказался. А источник в госкомпании отметил, что Ковыкта — весьма интересный актив, но «самая большая сложность там — необходимость строительства экспортной трубы, а это — «Газпром». На вопрос о возможности руководства «Роснефти» пролоббировать необходимые варианты решения этой проблемы собеседник отвечать отказался. Что неудивительно: отношения между топ-менеджерами «Газпрома» и «Роснефти», мягко говоря, натянутые. Достаточно вспомнить фиаско, которое потерпел газовый монополист полтора года назад, пытаясь поглотить нефтяную компанию. Кажется, если будет лишний повод обойти друг друга на повороте, эти государственные гиганты своего не упустят.

Кстати, ТНК-ВР и «Роснефть» уже имеют опыт успешного сотрудничества в совместных восточносибирских проектах. В «Верхнечонскнефтегазе», который разрабатывает одноименное месторождение, госкомпании принадлежит 25% акций (ТНК-ВР — 62,7%). Как сказал «Профилю» заместитель исполнительного директора по развитию газового бизнеса ТНК-ВР Алистер Фергюссон, «отношения с «Роснефтью» развиваются очень неплохо».


Цена вопроса

Впрочем, существует еще один вариант. Например, акционеры ТНК-ВР продадут часть своих акций «Газпрому». Это также решило бы все проблемы ТНК-ВР, связанные с ведением и развитием бизнеса. Но, судя по всему, у топ-менеджеров двух компаний сложились не самые теплые отношения.

На недавней пресс-конференции по случаю собрания акционеров глава «Газпрома» Алексей Миллер весьма эмоционально отреагировал на вопрос о возможной покупке или обмене активов с ТНК-ВР. «Никаких письменных официальных предложений со стороны ТНК-ВР по каким-либо активам, включая Ковыктинское месторождение, «Газпром» не получал», — отрезал он.

Кроме того, ТНК-ВР недавно сильно обидела монополиста, продав свою добывающую «дочку» «Удмуртнефть» не «Газпром нефти», а китайской Sinopec, которая к тому же предоставила «Роснефти» опцион на приобретение 51% акций удмуртской компании.

В ТНК-ВР «Профилю» подтвердили, что не направляли в «Газпром» «официальных письменных предложений». В то же время здесь говорят, что руководители компаний регулярно встречаются и какие-то предложения обсуждаются. В ТНК-ВР также заявили, что ничего по вопросу продажи акций компании сказать не могут, так как не комментируют действия акционеров. В лондонской штаб-квартире ВР «Профилю» также отказались говорить что-либо по этому поводу, заявив: «Когда у нас будет о чем сказать рынку, то мы это сделаем». От комментариев отказались и представители других акционеров ТНК-ВР.

Главным препятствием в сделке с ТНК-ВР для «Роснефти» может стать финансовый вопрос. Любой крупный пакет компании будет стоить несколько миллиардов долларов. Текущая стоимость ТНК-ВР на бирже РТС составляет около $43 млрд. Это ниже показателя «ЛУКОЙЛа» ($71 млрд.) и «Сургутнефтегаза» ($53 млрд.). Это меньше и нижнего порога в $60 млрд. стоимости «Роснефти», который объявлен для проведения IPO. И если «ЛУКОЙЛу» и «Роснефти» ТНК-ВР проигрывает по уровню добычи, то у «Сургута» по этому показателю она выигрывает.

По оценке аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, справедливая рыночная капитализация ТНК-ВР составляет $53 млрд. По его мнению, капитализация может подрасти до указанного уровня. Стоит отметить, что это близко к максимальной рыночной стоимости компании, которая была зафиксирована в начале мая этого года — $54,7 млрд., но тогда весь фондовый рынок был на пике (индекс РТС превышал текущее значение примерно на 20%).

Исходя из этих оценок и учитывая наличие большого долга у «Роснефти» ($ 11 млрд. на конец I квартала 2006 года), контрольный пакет ей купить не по силам. Но она вполне может потянуть, например, блокпа-кет акций ТНК-ВР, который может стоить $10,7—13,7 млрд. Это почти столько же, сколько «Газпром» выложил за «Сибнефть», но больше, чем «Роснефть» потратила на «Юганскнефтегаз». Правда, госкомпания может привлечь китайских или индийских партнеров, которые и заплатят за покупку.

Альянс ВР, ТНК-ВР и «Роснефти» может стать крупнейшим в современной российской нефтегазовой отрасли после сделки «Газпром»—«Сибнефть». Хотя, на наш взгляд, более логичным был бы обмен активами между ВР, ТНК-ВР и «Газпромом». Возможно, если ВР сможет договориться с российской стороной и своими партнерами по ТНК-ВР, то сделка с «Роснефтью» не состоится. Пока, видимо, идут только переговоры.

Петр Орехин, журнал «Профиль», 10 июля 2006





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года