"Коммерсантъ": Золотой пожар. 33 горняка не могут выбраться на поверхность
Вчера произошел пожар в шахте рудника Дарасунский (Читинская область), разрабатываемой английской компанией Highland Gold Mining. 28 горняков и пятеро их начальников оказались отрезаны от поверхности стеной огня и удушливого дыма и, скорее всего, погибли в абсолютной темноте и тишине: пожар мгновенно обесточил подземелье, вырубив там свет и телефонную связь. На место происшествия прибыли десятки чиновников и генералов, но реально за жизнь людей пытались бороться только 13 местных горных спасателей, которые сами едва выскочили из пекла и оказались в реанимации.
Операцией по спасению горняков сначала руководил начальник объединенного Дарасунского рудника Сергей Димов. Покомандовал он совсем недолго, минут через десять после начала пожара не выдержал – спустился в шахту, чтобы принять личное участие в спасении подчиненных, и остался вместе с ними. Еще через несколько минут в забой отправился заместитель господина Димова, главный инженер Николай Рычков. Потом начальник горящей шахты "Центральная" Евгений Сливко, старший инженер по технике безопасности и начальник службы вентиляции...
Руководить спасательной операцией остался горный диспетчер Михаил Ефимов. К тому моменту, когда и он засобирался вниз, огонь вырвался из шахты на поверхность и пройти внутрь стало невозможно даже в специальном термозащитном костюме и с кислородным прибором.
– Мы сделали все, что должны были сделать по инструкции, и все, что вообще могли сделать,– сказал Ъ господин Ефимов.– Ребята с 14 часов не снимали респираторы. Полтора часа назад (около часа ночи по читинскому времени.–Ъ) из шахты вынесли в полном составе второе отделение наших горноспасателей, затем – первое. Все восемь человек сейчас под капельницами в реанимации. Надышались дыма, но опасности для жизни вроде нет. Третье отделение – пять человек – еще работает, но с минуту на минуту придется выносить и их.
Как выяснилось, пока из других городов Читинской области на место аварии добирались спасатели, поисковые работы в горящей шахте вели всего 13 человек. "Именно столько горных спасателей числится в штате нашего объединения – других нет,– говорит диспетчер Ефимов.– Генералов, чиновников различного ранга здесь уже выше крыши, только толку от них нет. Это только когда за границей ЧП происходит, целые отряды спасателей садятся в самолеты и отправляются тушить пожары и разгребать завалы. К нам же за 12 часов никто так и не добрался".
Лицензия на разработку Дарасунского рудника принадлежит британской Highland Gold Minin Ltd. Золотодобывающими предприятиями компании управляет ООО "Руссдрагмет". За семь месяцев этого года на руднике было добыто 425 кг золота.
Пожар в шахте "Центральная" Дарасунского рудника начался в четверг около двух часов дня, в самый разгар рабочей смены, когда под землей находились в общей сложности 59 человек. По предварительной информации, возгорание спровоцировал электросварщик, ремонтировавший электрощиток на втором сверху горизонте, расположенном на 135 метров ниже поверхности земли.
Из-за неосторожности ремонтника вспыхнула пластиковая оплетка силовых кабелей, по которым снабжается электричеством вся разветвленная на десятки километров сеть дарасунских подземных разработок. Мощная воздушная тяга, действующая в шахте, мгновенно раздула пламя вверх, и уже через несколько секунд огнем оказались охвачены не только силовые кабели, идущие от отметки -135 метров к поверхности, но и идущие по соседству с ними телефонные линии и воздуховоды. Вслед за кабелями воспламенились бревенчатые укрепления "Центральной", и к трем часам дня уже весь ствол диаметром 8 и глубиной 585 метров заполыхал подобно огромной подземной печи. Из ее жерла с ревом вырывались наружу мощные языки пламени, а клубы дыма устремились не только вверх, но и вниз, и в стороны, стремительно заполняя отходящие от центрального ствола горизонтальные шахты-штольни и вырываясь на поверхность из соседних вертикальных стволов.
31 горняку – тем, кто в момент возгорания работал на верхнем уровне -85 метров, где расположен главный погрузо-разгрузочный пункт добытой руды, удалось выбраться на поверхность. Остальные 28 шахтеров и 5 их начальников, оказавшиеся на уровнях -135, -435,-480 и -535, были отрезаны от выходов дымом и огнем. Горящую шахту стали заливать водой через южный и восточный стволы. Туда было залито больше 300 тонн жидкости, но, как говорят горняки, "это капля в море – из 'Центральной' до сих пор клубами валят дым и пар".
Тушению, по словам пожарных, мешает принудительная вентиляция выработок. Над всеми вертикальными стволами, сообщающимися с центральным, установили мощные дизельные воздуходувки, которые гонят свежий воздух вниз и вбок по горизонтальным каналам. Это необходимо, чтобы не задохнулись рабочие, которые предположительно могут направиться под землей в сторону юго-восточного выхода из шахт, до которого около 6 км. Однако подаваемый воздух еще больше раздувает горящие бревна и кабели.
Отвечая на вопрос о судьбе своих товарищей, горняки произносят обычную в таких случаях фразу о надежде, которая умирает последней. Однако в поселок Дарасун из Читы уже отправили группу психологов для работы с семьями оставшихся под землей золотодобытчиков. Это свидетельствует о том, что власти решили их заранее подготовить к худшему варианту развития событий.
СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН, "Коммерсантъ", 8 сентября 2006