"Независимая газета" о полпреде Квашнине: Щупальце президента
Главный экзамен у сибирского полпреда Анатолия Квашнина впереди
«НГ» продолжает публикацию политических портретов полномочных представителей президента РФ в федеральных округах. Героем очередного рассказа не случайно стал полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Два года назад, 9 сентября 2004 года, бывший начальник Генерального штаба Российской армии возглавил округ (площадь которого – треть России), а чуть ранее, в августе, Квашнин отпраздновал свое 60-летие.
Главная извилина армии
О полководческом пути Анатолия Квашнина написано немало. В отечественной истории до него не было случая, чтобы бывший студент (в армию Квашнин пришел из гражданского технического института, военного училища не заканчивал) возглавил Генштаб. Поэтому «пиджака» Квашнина кадровые офицеры откровенно недолюбливали. Сам Квашнин, похоже, из-за этого особо не переживал, утверждая, что «если Генштаб – мозг армии, то я – его главная извилина».
Несмотря ни на что, Анатолий Квашнин сделал блестящую военную карьеру, стал генералом армии и продержался на посту руководителя Генштаба целых семь лет. При этом он умудрялся постоянно вести «войну» со своими непосредственными начальниками – министрами обороны. Правда, если в битве с ракетчиком Игорем Сергеевым Квашнин, заняв круговую оборону, победил, то одолеть чекиста Сергея Иванова генералу оказалось не под силу. В итоге президент развел министра обороны и начальника Генштаба по разные стороны баррикад. Анатолий Квашнин поехал в Новосибирск укреплять президентскую вертикаль в Сибирском федеральном округе. Воевать ему теперь не с кем – выше только президент.
Последний патрон в «чеченской» обойме
Таким образом, Квашнин стал третьим военным, назначенным на пост полпреда. Правда, теперь уже и последним. Бывший полпред президента в Дальневосточном округе Константин Пуликовский ныне возглавляет Ростехнадзор, а еще один окопный генерал и также герой чеченской войны бывший полпред в Южном федеральном округе Виктор Казанцев преподает в одном из ростовских университетов. Кстати, как пишет в своих мемуарах еще один генерал – Геннадий Трошев, Пуликовский был назначен полпредом по подсказке Анатолия Квашнина.
На посту сибирского полпреда генерал сменил Леонида Драчевского. Формально последний ушел в связи с достижением пенсионного возраста, но в кулуарах полпредства утверждают, что Драчевский просто-напросто не обеспечил необходимой явки на президентских выборах 2004 года. Если это так, то главный экзамен у Анатолия Квашнина еще впереди.
Пока особого случая отличиться у полпреда не было. Правда, военная интуиция однажды не подвела генерала и принесла ему неплохие дивиденды. Речь идет о знаменитом уже переносе президентом маршрута нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Дело в том, что поначалу не слишком искушенный в таких делах полпред выступил на стороне экологов, приняв первоначальный проект, предусматривающий прокладку «трубы» в непосредственной близости от Байкала, в штыки. Потом, правда, Квашнин ушел в этом вопросе в тень, хотя и доложил о ситуации президенту. В итоге лавры спасителя «колодца планеты» достались Владимиру Путину, а полпред благоразумно не стал выпячивать свою роль в данном процессе.
Каждый мнит себя стратегом
Как и большинство его коллег, полпред практически не имеет реального влияния на происходящие в округе процессы. Главные события последних двух лет в Сибири – это, без сомнения, референдумы по объединению Эвенкии, Таймыра и Красноярского края, а также создание Прибайкалья на базе Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Увы, и в первом, и во втором случае полпред был чисто номинальной фигурой, всю тяжесть нагрузки взяла на себя администрация президента РФ. Более того, поговаривают, что и о назначении губернатором Иркутской области Александра Говорина (ставшего главным локомотивом укрупнения двух регионов) в сибирском полпредстве узнали последними.
Судя по всему, и объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом, и слияние Алтайского края с Республикой Алтай также пройдет без участия полпреда. По крайней мере на днях, во время интернет-конференции для журналистов, Анатолий Квашнин предпочел не заметить вопроса о возможном объединении двух последних субъектов, хотя ответил на большое количество вопросов.
Как опытный стратег, Квашнин предпочитает не обозначать сразу свою позицию (случай с ВСТО – скорее исключение, чем правило). Ни во время сенаторского скандала в Хакасии, ни во время возбуждения уголовного дела против главы правительства этой республики Алексея Лебедя, ни в других громких конфликтных ситуациях полпред никак не обозначил свою позицию.
Кстати, Леонид Драчевский оставил Квашнину в наследство «Стратегию экономического развития Сибири». Новый полпред сначала положил ее под сукно, но потом сдул пыль с толстой папки (все-таки документ в 2002 году был принят правительством РФ) и основательно перелопатил «Стратегию». Что и неудивительно, так как бывший начальник Генштаба, по словам его окружения, просто обожает строить стратегическое планы, рисовать схемы, графики и т.д. Не случайно, заметим, даже докторская диссертация Квашнина посвящена стратегии развития Вооруженных сил РФ до 2021 года. Правда, ее мало кто видел. Во-первых, документ хранится под грифом «Секретно», во-вторых, говорят, концепция Квашнина расходится с точкой зрения на военную реформу Сергея Иванова. Заметим, что Квашнин не только доктор военных наук, но и кандидат социологических наук, а также член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских войск.
Если вы такие умные, почему строем не ходите?
С прессой у Анатолия Квашнина более чем сложные отношения. Это и понятно: пишущая братия не раз обвиняла генерала в промахах во время первой чеченской войны, особенно досталось Квашнину за разработку плана новогоднего штурма Грозного, когда погибли тысячи российских солдат и офицеров.
Неудивительно, что, практически не тронув аппарат полпредства, созданный своим предшественником, Анатолий Квашнин тут же разогнал существовавший при Драчевском департамент по СМИ.
Помнится, начал на своем новом посту Квашнин ярко: попытался «всучить» своему бывшему ведомству саморазогревающиеся стельки (ноу-хау сибирских оборонщиков), но это не удалось – Минобороны осталось «при портянках». После чего для федеральных СМИ полпред зримых поводов поговорить о своей персоне не давал, а региональные журналисты пишут разве что о командном стиле Анатолия Квашнина. Да и то все меньше и меньше, так как всем понятно, что иного стиля у человека, который прослужил в армии 35 «календарей», быть не может по определению.
В итоге визиты полпреда в подведомственные регионы больше напоминают инспекции Генштаба с традиционным для такой ситуации разбором полетов, назначением жестких сроков устранения замечаний и т.д. Однажды по прилете в Тыву полпред устроил такой публичный разнос чиновникам, что совещание стало темой чуть не десятка возмущенных публикаций в местной прессе, где Квашнина сравнивали со Скалозубом и т.д.
Кстати, на том же совещании полпред потребовал «разобрать всех граждан, разделить их на детей, детей разделить еще на категории: в утробе с ними тоже надо работать, дошкольников, школьников...» То есть до златоустов Виктора Черномырдина или покойного Александра Лебедя Анатолию Квашнину еще далеко, но «тонкий армейский юмор» проскальзывает. «Гражданина можно сосать и сосать, в конце концов он умрет, а вместе с ним умрет и работодатель, потому что он не работоисполнитель, – заявил полпред как-то на совещании в Томске. – Значит, тоже разумно сосать нужно его, этого гражданина!» И тут же удивился: «Почему в природе рожают, а в семье не рожают? Надо разобраться!»
Но образнее всего Анатолий Квашнин обозначил функции своего полпредства: «Полномочный аппарат – щупальце президента». Комментарии, как говорится, излишни.
Андрей Рискин, "Независимая газета", 18 сентября 2006