"Континент Сибирь": Кемеровский парламент сдался «единороссам»
В Сибири не осталось ни одного регионального законодательного собрания, в котором не было бы фракции «Единой России». Последним «сдался» Совет народных депутатов Кемеровской области, где после двухлетнего муссирования вопроса фракция «ЕР» создана на сессии 27 сентября.
Основным препятствием для создания фракции «ЕР» на протяжении последних двух лет и депутаты, и эксперты называют то, что большинство депутатов входило в региональный блок «Служу Кузбассу!», и необходимости в создании фракции «ЕР» кузбасские народные избранники не видели. «Вопрос о необходимости создания фракции «ЕР» в составе Совета народных депутатов Кемеровской области поднимался в течение последних двух лет, — сказал в разговоре с корреспондентом «КС» председатель комитета облсовета по вопросам госустройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности Владимир Мирошник. — Но до сих пор это представлялось нам нецелесообразным — во-первых, до весны нынешнего года членов «ЕР» в составе облсовета было всего шесть человек из 35, а кроме того, мы избирались от регионального избирательного блока «Служу Кузбассу!«. И до переизбрания облсовета весной 2008 года надеялись сохранить принадлежность именно к этому блоку, а не дробиться в составе облсовета на партийные фракции».
На первый взгляд, для создания фракции «ЕР» в облсовете появились две причины: в июле 2006 года секретарем политсовета регионального отделения «ЕР» стал спикер облсовета Геннадий Дюдяев, а с весны нынешнего года число «единороссов» в облсовете увеличилось более чем в три раза. Однако эксперты полагают, что зависимость здесь скорее обратная: Дюдяева избрали секретарем политсовета РО «ЕР» для того, чтобы создать в облсовете партийную фракцию, и число депутатов-«единороссов» «нарастили» для того же.
«Геннадий Дюдяев провел линию центральных органов «ЕР» на создание фракции в региональном законодательном органе, — подтверждает Владимир Мирошник, сам получивший партийный билет «ЕР» совсем недавно. — Мы [«единороссы»], поскольку нас стало больше в облсовете, согласились с созданием фракции. Не было особых нареканий со стороны центрального руководства «ЕР» в наш адрес из-за того, что в нашем облсовете нет фракции «ЕР». Было только пожелание, чтобы фракция все же была создана. Сейчас во фракцию входят 26 человек, шесть из которых не являются членами «ЕР», но для того, чтобы войти во фракцию, вовсе не обязательно быть членом партии — можно быть «сочувствующим».
Накануне своего избрания секретарем политсовета РО «ЕР», то есть три месяца назад, Геннадий Дюдяев был вовсе не так уверен в необходимости создания фракции в облсовете. «Пока нас связывают серьезные обязательства с блоком «Служу Кузбассу!«, представители которого и составляют основу нынешнего состава облсовета», — говорил тогда господин Дюдяев корреспонденту «КС». Похоже, теперь депутаты придумали, как «разрулить» ситуацию с блоком и фракцией. «Я могу сказать, что мы не принимали никаких решений о роспуске или расформировании блока «Служу Кузбассу!«, думаю, что и фракция, и блок будут работать в тесном сотрудничестве, — говорит Владимир Мирошник. — Не вижу в этом никакого противоречия, тем более что многие депутаты теперь являются членами и блока, и фракции».
Генеральный директор фонда «Сибирь-форум» (Новосибирск), политтехнолог Виктор Козодой видит несколько иные причины того, что фракция «ЕР» в Кузбасском облсовете столь долгое время не создавалась, и того, что она была создана именно сейчас. «Это специфика Кемеровской области, — сказал Виктор Козодой в разговоре с корреспондентом «КС». — Блок «Служу Кузбассу!» мало чем отличается от партии «Единая Россия» — естественно, если принять во внимание его областной масштаб. Это «партия власти на местах», которая существовала в Кузбассе задолго до того, как сегодняшняя «партия власти» в ее нынешнем виде была создана. Так что в Кузбассе произошла просто смена политической вывески. И сейчас, как мне кажется, в Кузбасском облсовете будет два «политических ярлыка». Для внешнего использования и общения с федеральным центром — «фракция «ЕР», а для внутреннего — блок «Служу Кузбассу!». Вряд ли создание фракции «ЕР» приведет к усилению давления на кемеровского губернатора Амана Тулеева со стороны «ЕР«, тем более что Тулеев и Дюдяев — давние соратники».
Сам Аман Тулеев долгое время входил в Высший совет «ЕР», не являясь членом партии. Все эти годы и организация «ЕР» играла в области куда меньшую политическую роль, чем в соседних сибирских регионах. «Формализация отношений» кузбасской власти и «ЕР» началась с губернатора, вступившего в партию на съезде в декабре 2005 года. И только вслед за этим пошел процесс смены регионального партийного руководителя и создания фракции в облсовете.
Первый секретарь кемеровского обкома КПРФ, депутат Госдумы РФ Нина Останина (коммунисты тоже участвовали в создании блока «Служу Кузбассу!») информацию о создании фракции «ЕР» в облсовете узнала от корреспондента «КС» и была явно расстроена этой новостью. «Инициатива идет сверху — в рамках предвыборной работы, — сказала госпожа Останина. — И я очень надеюсь, что создание фракции не приведет к ликвидации блока «Служу Кузбассу!«, в составе которого нам удалось провести довольно много важных для области решений».
Ольга ГУЛИК, Кемерово, "Континент Сибирь", 29 сентября 2006