"Эксперт-Онлайн" об объединении Читы и Агинского: Последнее слияние
Объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом (АБАО) станет последним слиянием регионов, произошедшим при президенте Владимире Путине.
Данное решение очевидно и закономерно, но самое главное – наименее проблемно: присоединение округа к области вряд ли столкнется с большими проблемами, что очень важно в период выборных кампаний 2007−2008 годов.
Сегодня парламенты Читинской области и АБАО приняли на внеочередных сессиях обращение к президенту России Владимиру Путину об образовании нового субъекта федерации в результате объединения. Областная и окружная думы предложили присвоить новому региону статус края и назвать его Забайкальский край. На следующей неделе обращения будут направлены в администрацию президента. Если глава государства одобрит инициативу сибирских регионов (в чем, собственно, сомневаться не приходится), губернаторы Читинской области и АБАО Равиль Гениатулин и Баир Жамсуев предложат, а парламенты регионов одобрят день проведения референдумов. Пока запланировано, что референдумы пройдут в марте 2007 года, а датой образования нового субъекта федерации станет 1 марта 2008 года. Переходный период образования края будет завершен до 1 января 2010 года.
Если все пойдет по плану, этот объединительный референдум станет пятым в течение срока, который Владимир Путин находится у власти. С 2003 года прошло уже четыре референдума. Основной их целью стало упразднение регионов-«матрешек», возникших на волне «парада суверенитетов» при Борисе Ельцине. Их существование усложняло федеративную структуру и управление. Тем не менее объединительные процессы не пошли повсеместно. Слияния коснулись в первую очередь только депрессивных округов, не сумевших получить от своей автономности никакой экономической выгоды. Так произошло в случае с Пермской областью, к которой был присоединен Коми-Пермяцкий округ. Единственный в Сибири регион-донор – Красноярский край – был слит с двумя огромными, но слабо развитыми Таймыром и Эвенкией. То же произошло и в случае с Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским округом (УОБАО), который к тому же находился внутри (!) границ области. Данная схема была нарушена только в случае с Камчатской областью и Корякией, однако и здесь округ был более запущен, чем область.
Зато там, где автономные округа стали полноценными регионами, слияния натолкнулись на жесткое сопротивление местных элит, поддержанное населением. В первую очередь к таким проблемным точкам относится проект по слиянию Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами, которые богаче и развитее «материнского субъекта». Кроме того, Кремль не смог форсировать проектов по упразднению мелких национальных республик. Например, проект по слиянию Адыгеи с Краснодарским краем встретил ожесточенное сопротивление со стороны президента республики Хазрета Совмена. Правда, его полномочия закончатся в начале 2007 года, после чего регион скорее всего возглавит другой человек. Тогда объединительный проект может обрести второе дыхание. Не стали в Кремле настаивать и на слиянии Республики Алтай с Алтайским краем. На Горном Алтае крайне негативно воспринимают эту перспективу и даже организованно ей противятся: в республике создана специальная общественная организация «За республику!», против выступал и глава региона Александр Бердников. Очевидно, что такие скандальные слияния в предвыборный период 2007−2008 годов чреваты нежелательными последствиями. Так что реализация всех остальных объединительных проектов начнется уже при новом президенте России.
Слияние же Читы и АБАО, совершенно точно, пройдет мягко и безболезненно и вряд ли столкнется с какими-то проблемами. «Многовековые традиции совместного проживания народов Читинской области и АБАО, наличие тесных экономических, культурных связей, общность инфраструктуры определяют объективный характер объединительного процесса», — говорится в принятых сегодня обращениях парламентов области и округа. Неудивительно, по мнению научного руководителя Института региональной политики Ольги Кузнецовой, что этот референдум станет «последним очевидным решением в объединительных процессах в России».
С точки зрения экономики слияние Читы и АБАО также имеет смысл. Во-первых, округ из-за своих размеров, фактически, не является полноценным субъектом федерации. Действительно, количество населения АБАО лишь немногим превышает 70 тыс. человек, тогда как в Читинской области проживает более 1,1 млн граждан. Кроме того, АБАО, как и УОБАО, который объединился в апреле с Иркутской областью, находится внутри «материнского региона» – в данном случае Читинской области. В едином же Забайкальском крае можно будет сэкономить на административных расходах и повысить качество управления. Правда, статус края не дает никаких преференций, кроме красивого названия. Но даже этого иногда бывает достаточно.
Во-вторых, объединение регионов будет способствовать ускорению темпов экономического роста территории. Глава области Равиль Гениатулин уже заявил, что «резко возрастут инвестиционные перспективы края». В прогнозе социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием нового субъекта, отмечено, что объединение приведет к созданию лучших условий социально-экономического развития территорий в долгосрочной перспективе и повысит конкурентоспособность нового субъекта, особенно в вопросах привлечения федеральных, частно-корпоративных и иностранных инвестиций. Кстати, после того как регионы объявили о слиянии, Читинская область выиграла в конкурсе заявок на получение средств из инвестиционного фонда: бюджет профинансирует здесь горнорудный проект, реализуемый ГМК «Норильский никель».
Правда, ожидать инвестиционного всплеска не стоит. «Во всех предыдущих случаях (кроме, возможно, Камчатки и Корякии) более слабый регион объединялся с сильным во всех отношениях субъектом. В случае с Читой и АБАО очень бедный округ сольется с не менее бедной областью. Что произойдет в таком случаем, пока не понятно. Но ждать экономического или какого-то другого бума в данном случае не стоит», — подчеркивает Ольга Кузнецова.
Тем не менее но не исключено, что за счет слияния регионам удастся выторговать у федерального центра различные финансовые бонусы, как это сделали предыдущие объединившиеся субъекты. В законе об образовании нового субъекта федерации, который готовится в администрации президента, прописываются расходы и обязательства федерального бюджета. Очевидно, что в одном из самых бедных в России регионов, каковым является Читинская область, найдется, на что потратить средства государственной казны.
Александр Попов, «Эксперт Online», 6 октября 2006