"Номер один": Операция "преемник по-бурятски" стартовала
Политическая жизнь в республике активизировалась значительно раньше предполагаемого всеми срока. Как известно, президентские полномочия истекают летом следующего года, а значит, до назначения нового руководителя региона довольно много времени.
Выборы градоначальника, по общепринятому мнению, пройдут в конце 2007 года, то есть устраивать "гонки по вертикали" явно рановато. Между тем налицо все признаки "предвыборной суеты".
Активизация предвыборных усилий налицо: на будущих участках расставляются "правильные" люди, вовсю идет "промывка мозгов", формирование положительного имиджа будущих кандидатов и т.д. А мэр Улан-Удэ все больше времени проводит в Москве. В последний раз он был замечен пассажирами рейса Улан-Удэ — Москва в компании с председателем НХ РБ А. Лубсановым. В столице же говорят о том, что все чаще "ходоки" из Бурятии пытаются зондировать почву по поводу возможных кандидатур и того, чтобы хоть как- то повлиять на ситуацию.
Думается, что все вышеперечисленное неслучайно: не такие наши политики люди, чтобы тратить силы преждевременно. На самом деле выборы градоначальника очень сильно связаны с будущим назначением президента. Нынешние политики не были бы политиками, если бы не готовили почву для того, чтобы оставить рычаги управления в собственных руках. На повестке дня — удержание политической власти. Либо команда сменится целиком и полностью. Либо она останется той же с некоторыми перестановками (скажем, Айдаев получит пост главы муниципалитета, а Потапов возглавит Хурал). От будущего назначения во многом зависит и то, кто будет рулить в городе. Операция "преемник по-бурятски" стартовала.
Логика развития событий говорит за то, что мэр постарается переизбраться (в нашем случае — формально подтвердить свои полномочия распоряжаться городом) уже весной. В таком случае гораздо больше шансов обеспечить себе победу. Во-первых, пока рейтинг не рухнул вниз, а во-вторых — пока у власти находится лояльный к мэру президент. Пожалуй, второе обстоятельство более существенно. Велика вероятность того, что назначенец просто сделает невозможным дальнейшее нахождение Айдаева у власти. У Геннадия Архиповича очень уязвимая в этом плане позиция: он и его люди настолько замечательно научились управлять финансовыми потоками, что новый глава республики не преминет провести на эту хлебную должность своего человека. Зачем новому главе сильный и хваткий (в смысле деловой хватки — а вы что подумали?) потенциальный конкурент? При этом слишком долго копилась на мэра негативная, скажем так, информация, которая, в принципе, при смене политических ориентиров может быть пущена в ход.
Стоит учитывать большую вероятность того, что и смена президента произойдет значительно раньше ожидаемого срока: по закону назначить нового губернатора можно и за 90 дней до истечения полномочий прежнего. Есть все основания полагать, что этим правом и воспользуется ВВП. В случае назначения президента Бурятии летом у него практически не останется времени качественно подготовить парламентские выборы. Так или иначе, новый глава Бурятии должен иметь достаточный "разбег" для создания условий прохождения в Народный Хурал команды, с которой проще и конструктивней можно будет работать. Это особенно актуально, если учитывать, что новому президенту, прежде всего, нужно будет проводить линию Кремля в республике. В конце концов, именно в Кремле его работодатель. Думается, Москва даст своему назначенцу возможность взять ситуацию с будущими выборами в парламент под должный контроль.
Учитывая то, что президента могут назначать уже в начале весны, у мэра города остается довольно мало времени для маневра. Ему нужно либо провести городские выборы раньше смены президента, либо, что кажется почти невероятным, пойти на крайне рискованный и амбициозный шаг и попробовать самому стать президентом (по крайней мере, в списках претендентов наш градоначальник уже называется). И такие попытки, несмотря на всю кажущуюся фантастичность подобного марш-броска, более чем возможны. Лучшая и самая лояльная кандидатура президента для господина Айдаева — это он сам. На самом деле у мэра достаточно рычагов, чтобы предпринять подобную попытку. Стоит вспомнить замечательные отношения нашего мэра с полпредом Квашниным, который и будет представлять кандидатуру на пост главы Бурятии. У Айдаева есть и серьезные связи в Москве, и, наконец, отличные, скажем так, неполитические рычаги. Так что пока вероятные конкуренты раскачиваются в ожидании осенних городских выборов, Айдаев вполне может преподнести сюрприз всем и вся.
Третий, пожалуй, наиболее вероятный вариант приложения усилий правящей элиты — это своеобразные консолидация усилий господина Айдаева и Потапова с целью продвижения лояльного к ним обоим кандидата в президенты. Ведь то, что в Кремле обязательно поинтересуются мнением Леонида Васильевича по поводу приемника, не сомневается, пожалуй, никто. И Айдаев, и Потапов явно намерены активно заниматься политикой и после 2007 года. Они неплохо ладят, и во многом их цели совпадают, поэтому вполне логично объединиться. Среди самых вероятных кандидатур, которые устраивали бы и вышеназванных региональных политиков, и Кремль, называются Александр Лубсанов и Иван Калашников. Причем Калашников с большей долей вероятности.
В списках возможных претендентов сегодня, кроме Айдаева, Калашникова и Лубсанова, фигурируют Василий Кузнецов (серьезный политик, имеющий четкую политическую позицию, не всегда совпадающую с взглядами "старой гвардии" и прекрасно зарекомендовавший себя в Москве), Виталий Морозов (весьма влиятельный персонаж на современной политической арене и также разошедшийся во взглядах с правящей в Бурятии верхушкой), Валерий Халанов (за которым стоят очень серьезные политические ресурсы и который привык принимать решение самостоятельно), Виталий Малкин (который заявил, что у него нет президентских амбиций), Баир Бальжиров (приобретший за последнее время политический вес и связи в Москве) и ряд других, менее значимых фамилий. Так или иначе, все вышеназванные лица, думается, устраивают "старую гвардию" значительно меньше, чем Калашников, Лубсанов и, собственно, сам Айдаев. Из этих же трех кандидатур самой "проходной", безусловно, является лидер единороссов.
Так или иначе, в Москве пока еще заняты выборами 2006 года, и в кандидатурах 2007-го не определились. А потому осталось весьма мало времени, чтобы действовать. Нас ждут весьма активные и любопытные телодвижения местной элиты. Возможны и серьезные сюрпризы. Все решается, по большому счету, сейчас. И последнее. Прислушаются ли в Кремле к мнению "старой гвардии" Бурятии, зависит от того, успеет ли она за это короткое время себя серьезно скомпрометировать. В частности, выйдут ли наружу нелицеприятные факты, которые могут означать фактически политическую смерть нынешней элиты. А потому с достаточной долей вероятности можно предполагать, что к "возмутителям спокойствия" будут приниматься очень резкие меры.
Инна Савченкова, «Номер один», 11.10.2006