"Эксперт Online": Окончательное решение "алтайского вопроса"
31 октября в Горно-Алтайске (столица Республики Алтай) может пройти митинг сторонников сохранения статуса республики. Курултай (съезд) алтайского народа, который выступает организатором митинга, уже пообещал собрать на нем до пяти тысяч участников.
В чера духовный лидер алтайского народа, депутат Госсобрания Республики Алтай Владимир Амургушев обнародовал обращение к президенту России Владимиру Путину, в котором курултай просит гаранта Конституции прекратить процесс объединения двух регионов. «Присоединение республики к Алтайскому краю чрезвычайно выгодно правящей элите края и совершенно невыгодно нашему населению… Алтайский народ, никак не обособляя себя от других народов России, желает, чтобы власти на всех уровнях считались и с его мнением, особенно в вопросах государственного строительства и обустройства своей судьбы. Что касается навязываемого референдума об объединении Республики Алтай и Алтайского края, то мы выскажемся против в абсолютном большинстве», — отмечалось в обращении курултая.
Для активизации действий у противников объединения есть теперь формальный повод. 23 октября полпред президента в СФО Анатолий Квашнин, комментируя перспективы слияния двух Алтаев, недвусмысленно заявил: «Если мы будем строить государство по национально-территориальному признаку, то это не будет государство. Строить национальные отношения нужно в рамках национально-культурной автономии… А когда у нас в котел замешивают и национальные отношения, и производственные, и территориальные… начинается шумиха. Некоторые просто боятся потерять, как говорится, теплое место или свою нишу».
То, что именно слова Квашнина спровоцировали активные действия противников слияния, подтверждает и текст обращения курултая. В нем авторы четко просят президента России «потребовать от Анатолия Квашнина прекращения деятельности по объединению республики и Алтайского края».
А 24 октября Анатолия Квашнина обсуждали на LiveJournal.com, где был открыт специальный блог zaisan. Первым же сообщением в блоге стало обращение совета зайсанов (глав родов) Республики Алтай к жителям региона, которые призвали население «грудью встать на защиту статуса республики». «Действующий полпред… свое неприязненное отношение к статусу республики откровенно высказал при первом же посещении берегов Улалы (река в Горно-Алтайске. — Прим. „Эксперт Online“)», — отметили зайсаны. И добавили, что «негласный, но от этого не становящийся менее явным процесс слияния двух субъектов зашел уже довольно далеко. И в этом процессе, несмотря на более высокий конституционный статус, республике уготована роль быть ведомой, подчиненной. О чем свидетельствует тот факт, что в течение нескольких последних лет функции головных региональных контор федеральных служб финнадзора, лесного хозяйства, водных ресурсов, охотнадзора, рыбнадзора, ветнадзора, надзора в области карантина растений и ряда других переданы в Барнаул, а в Горно-Алтайске остались только их филиалы. Таким образом, в одно прекрасное утро, без всяких референдумов и прочих декларируемых демократических процедур, так сказать, де-факто, мы вполне можем проснуться не в Республике Алтай, а совершенно в другом субъекте Федерации».
Брошенная бывшим начальником Генштаба генералом Квашниным фраза, конечно, выглядит излишне резкой. Впрочем, нынешний сибирский полпред известен своим умением говорить ярко и жестко. Однако вряд ли Анатолий Квашнин не отдавал себе отчета, какой резонанс будут иметь его слова в кругах противников слияния двух Алтаев. Остается только предполагать, для чего полпреду выгодно сейчас раскручивать эти процессы.
Для начала напомним, что тема слияния двух Алтаев не утихает с конца 1990−х годов. При этом руководство РА всегда резко выступало против объединения с Алтайским краем, обосновывая свою позицию на мнении основной части населения республики. Особенно ратовал за независимость ныне покойный глава РА Михаил Лапшин. Зато краевые власти идею слияния поддерживали. Активным сторонником всегда был и остается спикер краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук, идею поддерживал и экс-губернатор края Александр Суриков (ныне работающий послом России в Белоруссии). Зато нынешний алтайский губернатор Александр Карлин до сих пор занимал по этому поводу достаточно нейтральную позицию и открыто за слияние еще ни разу не высказывался. А на торжественном заседании, посвященном 250−летию добровольного вхождения алтайского народа в состав России, которое прошло летом текущего года в Горно-Алтайске, Карлин четко дал понять, что краевые власти не собираются проводить экспансионистскую политику в отношении РА.
Назначенный в начале этого года главой РА Александр Бердников также без устали напоминал, что пока не видит «предпосылок, которые говорили бы о необходимости объединения Республики Алтай и Алтайского края». Однако очевидно, что статус «назначенного губернатора» не делает его самостоятельной фигурой. Кроме того, Бердников является человеком Квашнина — он был назначен главой РА именно с подачи сибирского полпреда. Свою роль Бердников прекрасно понимает. «Решение должны принимать первые лица государства. Если президент скажет, что объединение необходимо, тогда, видимо, процесс получит развитие. На сегодняшний же день такой позиции президента нет», — говорил глава РА в начале октября.
Нельзя исключать, что за прошедшее время позиция Кремля могла коренным образом измениться. Тем более что в середине месяца Бердников в паре со спикером Госсобрания республики Иваном Белековым ездил на консультации в администрацию президента. Отметим, что противники объединения активизировались именно после возвращения двух чиновников из Москвы, хотя по возвращении Бердников открыто призвал общественность республики воздержаться от обращений к президенту и позволить руководству региона самостоятельно решать вопрос.
Возможно, именно этим и вызвана провокация Анатолия Квашнина, вызвавшая новый виток активного противодействия слиянию двух Алтаев. Зачем это делается — не понятно. Вряд ли в Кремле не понимают, что слияние национальных республик с регионами — процесс более сложный, чем упразднение «матрешечных» субъектов. Тем более что на повестке дня — выборы 2007−2008 годов. У Кремля сегодня есть более важные задачи, имеющие отношение к Республике Алтай. Например, строительство газопровода в Китай. «Для центра желательно, чтобы эти вопросы решались без политических осложнений. Поэтому вряд ли Кремль будет провоцировать алтайское противостояние. С другой стороны, Алтай это не Адыгея, где рядом Северный Кавказ, поэтому в любом случае здесь процесс слияния пойдет хоть и проблемно, но не настолько», — уверен старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков. «Не знаю, зачем Квашнин провоцирует эти процессы. Может, ему просто понравилось заниматься объединениями. Ведь за последние годы в Сибири прошло уже два референдума (по слиянию Красноярского края с Таймыром и Эвенкией и Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. — Прим. „Эксперт Online“), а на повестке дня стоит еще один — по слиянию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», — отметил Титков.
Однако вряд ли объединительные процессы стали новым хобби Анатолия Квашнина, которым он готов заниматься с редкостным увлечением. Скорее всего, либо полпред получил четкий сигнал от Кремля ускорять объединительные процессы на Алтае, либо, наоборот, решил накалить обстановку, чтобы вынудить центр наконец-то определиться по «алтайскому вопросу».
Александр Попов, «Эксперт Online», 26 октября 2006