"Взгляд": Когда же столица Сибири станет столицей культуры?

13 Дек 2006, 08:29

В погоне за Москвой

Новосибирск был и остается городом контрастов. С одной стороны, основная цель существования города, идея города – техника. Именно так и появился поселок рядом с железнодорожным мостом, выросший теперь в столицу Сибири. Именно так город начал развиваться, став центром эвакуации промышленных предприятий в годы Великой Отечественной, а затем центром естествознания после основания Академгородка. С другой – тут все время существовал огромный интерес к сфере гуманитарной.

Гуманитарии здесь всегда оставались маргиналами. Уже несколько десятков лет складывается парадоксальная ситуация: творческий потенциал города огромен, но наладить общение, создать культурный контекст не получается.


Умная среда

Приходится ориентироваться на столицу, пытаться копировать то, что происходит в московских литературных кафе (то, что стало уже обыденным для московских литературных тусовок, вызывает восхищение и удивление в Новосибирске). Так, недавно появился проект «Умная среда» в одном из клубов в центре города. Проект столь же любопытный и, будем надеяться, многообещающий, сколько и сырой, пока неумелый и сумбурный.

Идея «Умной среды» зародилась в недрах некоммерческого агентства «Открытая Сибирь», где совместно с Летним университетом Амстердама был создан проект «Кухня». Четкой специализации у проекта нет, тема просто должна быть интересной. Поэтому и чередуются лекции по социологии, этнографии, архитектуре, литературе, СМИ, рекламе и т.д.

Такой синкретизм вполне объясним, он всегда присутствует в момент зарождения культуры. Гуманитарная культура в Новосибирске как раз и находится в стадии зарождения, пусть эта стадия и затянулась. Но и здесь пока нужно отметить то, что большинство лекторов приглашаются из Москвы.

К сожалению, пока не удается полностью опереться на собственные силы. Гуманитарное сообщество постоянно нуждается в поддержке извне. Особенно остро вопрос о хоть чьем-то содействии стоит в сфере литературы. Мощным толчком, который мог бы помочь местным литераторам пробудиться от спячки, стал книжный фестиваль в Новосибирске.

Книжный фестиваль

Новосибирские читатели обращают не слишком большое внимание на то, что происходит рядом, на авторов из родного города. Пришлось пригласить московских литературных звезд, чтобы они предложили послушать местных поэтов. Поэтов послушали.

Вначале представили себя участники нового литературного проекта «Шорохо», как раз и пытающиеся продвинуть в городе формат авторских читок стихотворений, считающие, что стихи – это такой вид культурного действия, который необходимо воспринимать вживую. Восприняли зрители вживую и «поэбокс» москвича Андрея Родионова и новосибирца Виктора Iванiва. Завершил фестиваль поэтический вечер новосибирских стихотворцев.

Но не лишним будет заметить, что это за звезды, которых пригласили для того, чтобы придать импульс новосибирской литературе. Что объединяет такие имена, как Виктор Ерофеев, Петр Вайль, Мария Арбатова, Александр Архангельский, Дмитрий Быков?

Их объединяет телевидение. То есть в очередной раз можно убедиться в том, что необходим какой-то «приказ из центра», для того чтобы расшевелить литературную жизнь в сибирской столице. Литература здесь никак не может стать самостоятельной, не нуждающейся в поддержке со стороны мощных информационных технологий. К тому же нет никакой гарантии, что местные литераторы воспримут фестиваль как мастер-класс, а не как гастроли, где сами они остаются лишь наблюдателями.

Как и в случае с «Умной средой», организаторы столкнулись с тем, что для местной публики подобного рода мероприятия остаются диковинкой. Сами новосибирские журналисты заметили: «На третий день такой жизни даже кофемашина не выдержала и сломалась, что уж говорить о зрителях, не привыкших к такому культурному изобилию».

Внешняя похожесть

Новосибирск становится похожим на Москву внешне и тянется к московским образцам в своем «городском мировоззрении». И это замечают и сами москвичи, как написал в своем электроном дневнике участник фестиваля поэт Андрей Родионов: «НС напоминает Москву моего детства – Москву той поры, когда в ней оставалось еще довольно много нормальных людей».

А новосибирские театралы могут дать фору своим землякам-литераторам. Они не стремятся кому-то подражать. Поэтому они не нуждаются и в мастер-классах, а театральный фестиваль Sib-Altera, прошедший в конце ноября, воспринимался и должен был восприниматься именно как гастроли.

В фестивале приняли участие театральные коллективы из Москвы, Петербурга, Мариинска, Австрии, Хорватии, Испании, Германии. Новосибирцы принимают неклассический театр, новое искусство уже не как восторженные провинциалы, а как знатоки и ценители.
Новосибирским театрам не приходится гнаться за Москвой, наоборот, московские режиссеры с удовольствием работают в городе уже не как приглашенные звезды, а как ищущие новые возможности, новые площадки. Нина Чусова поставила гоголевскую «Женитьбу» на сцене молодежного театра «Глобус». Гоголевский сюжет был перенесен в 60-е годы XX века.

Происходит равноценный творческий обмен между столицами России и Сибири. На театральную премию «Золотая маска» вновь номинированы спектакли и актеры из новосибирских театров. На этот раз балеты «Золушка» (лучший балет и работа хореографа) и «Русские сезоны» (те же номинации). На премию за лучшую женскую роль претендует Анна Аглатова за партию Сюзанны в опере «Фигаро».

Культура Новосибирска находится на распутье. Либо идти по московскому следу, либо искать свою собственную дорогу к статусу еще одной культурной столицы.

Дмитрий Бирюков, 13 декабря 2006, "Взгляд"





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года