"Независимая газета" публикует рецензию на книгу "Собачий бог" томича Сергея Арбенина
Эмигранты из прошлого
Если есть человечий бог, почему не быть собачьему?
Две древние мистические силы сошлись для очередной схватки в современном Томске.
Ничто не вечно под луной. И даже боги смертны. То, что было невозможным в жарком Египте, стало реальностью в далекой России. Упуат и Анубис – два пса-близнеца убежали от трона бога Ра и затерялись среди сибирских снегов. В кого они превратились, кем стали за долгие годы скитаний?
Ответ на этот вопрос предлагает Сергей Арбенин в романе «Собачий бог». Настоящая фамилия автора – Смирнов. Родился он в 1957 году в Томске. Дебютировал как романист в 2005 году книгой «Сидящие у Рва», издававшейся в серии «Звездный лабиринт: Библиотека фантастики «Сталкера». Кроме этого, два рассказа автора вошли в состав сборника «Натюр Морт» (2002), выпущенного в серии «Дом ужасов». По всему видно, что автор относится к работе над текстом серьезно, не спешит «выдавать на-гора». Вот и выходит, что произведения его, имея все признаки жанровых произведений, отличаются художественной глубиной, выделяющей их из ряда подобных…
Белая волчица Сарама и Волх (Вольга, Велес) – старые боги в ином обличье встретятся уже не как стражи Гелиополя, но как заклятые враги. Сценарий схватки всегда один и тот же: Волх, избравший путь воплощений, умирает и рождается вновь, как человеческое дитя. Сарама управляет древними магическими силами, ей подчиняются духи и волки, оборотни и ожившие кадавры. Ее цель – уничтожить Деву, ту, что родит нового Волха. На защиту избранницы собачьего бога встают люди и псы – не всегда верные, часто трусливые или безразличные.
Вражда длится давно, и если главные герои драмы неизменны, то статистов никто не считает. Так, Сарама вскармливает Ромула и Рема, положив начало Римской империи, а Волх порождает Атиллу – дав разрозненным племенам гуннов великого полководца и завоевателя. Раз за разом, словно дуэлянты, боги подходят к барьеру и отступают невредимые, оставляя после себя реки чужой крови.
На сей раз сценой старому спектаклю послужат улицы современного Томска. Масштабы у противников, правда, уже не те. Лишенные поддержки прародины былые владыки измельчали. Старый очеловечившийся Волх похож не то на бродягу, не то на лешего, а Сарама ввиду слабости и недостатка слуг вынуждена лично карать своих врагов. Борьба близнецов подходит к концу. Эмигранты из прошлого должны вернуться на родину.
Изменилась и массовка. Вместо Атиллы и братьев-ромеев в руках древних сил оказываются простые россияне. Студенты и милиционеры, бомжи и цыгане, водители маршруток и продажные чиновники – в них нет мощи неистовых героев прошлого, как нет и слепого раболепия, к которому так привыкли древние боги.
На фоне основной сюжетной линии ярко и живо выглядят многочисленные экскурсы в прошлое. Крепостные-язычники, лихие опричники царя Ивана и загадочные жители лесной деревни, где в красном углу стоят иконы с собачьими головами, возникают из прошлого по велению автора, чтобы расширить временное пространство романа.
Реальные факты из истории города – вроде вспышки эпидемии бешенства, и последующих облав на бродячих собак – и повседневные реалии жизни обычного провинциального городка переплетаются на страницах книги с событиями вымышленными, создавая тот неповторимый эффект достоверности, характерный для качественного мистического триллера.
Роман, без сомнения, удался! Динамичный, жесткий, богатый образами и событиями он не уступит работам таких знаменитых зарубежных мистиков, как Нил Гейман, Стивен Кинг или Дин Кунц. У нового произведения Сергея Арбенина есть стиль, атмосфера и, что главное, – лицо. То, что отличает «многоразовую» вещь от рядового «закусочного» чтива.
Николай Калиниченко, "Независимая газета", 22 февраля 2007