"Благовест-Инфо": Роберто Формигони: Для христианина политика – это форма милосердия
08 Июн 2007, 10:24
Москва, 7 июня, Благовест-инфо. «Вера и политика: соединение несоединимого» – такая тема была выбрана для встречи с видным европейским политическим деятелем, президентом области Ломбардия (Италия) Роберто Формигони. Беседа с ним состоялась 6 июня в Культурном центре «Покровские ворота» («Духовная библиотека»). Вечер вели директор Культурного центра Жан-Франсуа Тири и ведущий телеканала «Культура» и обозреватель газеты «Известия» Александр Архангельский; в беседе принимал участие представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Александр Макаров.
Роберто Формигони родился на севере Италии в 1947 г. После окончания философского факультета в Миланском католическом университете учился на факультете политической экономии в Сорбонне (Париж). Избран в Европейский парламент в 1984 г.; в 1989-1994 гг. был заместителем председателя Европейского парламента. С 1995 г. по настоящее время является президентом области Ломбардия (население – 10 млн.), трижды избирался на этот пост. В 2006 г. избран в сенат Итальянской Республики. Является активным членом католического движения «Comunione e Liberazione».
Представляя участникам встречи Роберто Формигони, Александр Архангельский отметил, что этот политик «не только не скрывал своих христианских воззрений в светском государстве, но и посвятил себя служению Богу… в мире, который не очень расположен к христианству».
Свое политическое кредо Роберто Формигони формулирует словами Папы Пия XI: он так же считает политику «необходимой формой милосердия». Живя в мире, христианин не имеет права вести «стерильный» образ жизни, отгораживаться от политики, считает Р. Формигони . По его словам, тот, кто пренебрегает «устройством земной жизни, человеческого общежития», «идет против собственной веры». Лидер Ломбардии не питает иллюзий о «христианизации политики» в современной Европе. Его опыт свидетельствует: «Политик-христианин должен знать, что он окажется в меньшинстве». Однако такой политик все равно должен ставить перед собой задачу добиваться принятия таких законов, которые бы могли «улучшить жизнь людей».
Р. Формигони рассказал, что стал профессиональным политиком в зрелом возрасте: в 37 лет он был избран в Европарламент. До этого он занимался католическими и общественными движениями. Интерес к политике у него возник «из общей заинтересованности в человеке, что так важно в христианстве». «Многие годы я учился в духе открытого христианства, и я искренне верю: живое, открытое христианство – это дверь в мир», – сказал итальянский деятель.
По его мнению, светскость не стоит жестко противопоставлять христианству. Он напомнил, что само понятие светского, мирского возникает внутри христианства, когда Сам Господь говорит: «Отдайте Богу Богово, а кесарю – кесарево», употребляя эти разные понятия в одном контексте. Р. Формигони убежден, что «светскость государства должна проявляться в уважении выбора каждого гражданина», а одна из главных задач христианского политика – способствовать созданию в обществе таких условий, чтобы «каждый человек мог наиболее полно выразить себя, имея право на выбор и на ошибки».
В Ломбардии считают, что в центре современной политики не должно стоять государство: «государствоцентричной концепции мы противопоставляем политику, в центре которой – человек и его право выбора», – отметил президент одной из крупнейших областей Италии.
Приоритетом государственной политики, направленной на развитие человека, для Р. Формигони является семья. Итальянский политик известен тем, что отстаивает ценность института традиционной семьи в современной Европе. Р. Формигони признает, что семья как «важный общественный институт» переживает в последнее время кризис. Это связано и с демографическими проблемами: «невероятным старением» европейского общества, уменьшением числа детей; и с атаками на традиционную семью сторонников иных союзов, которые также претендуют на звание семьи; и с ростом числа иммигрантов, которые привносят в европейское общество свои представления о семье.
В Ломбардии к этим проблемам подходят практически. За время президентства Р. Формигони разработана целая система мер, которая ставит семью «в центр правительственной политики». По его словам, «семья у нас считается субъектом политики». Важно, что вся политика в отношении семьи формируется не сверху, а снизу: семейные ассоциации вносят свои предложения, правительство советуется с ними, рассмаривает их инициативы, учитывает их нужды, которые они сами формулируют. Правительство финансирует «огромное количество» семейных проектов: так, за последние годы бюджетную поддержку в Ломбардии получили около 5 тыс.проектов, связанных с учреждением детских садов, помощью пожилым людям, образованием и т.д. Таким образом политики могут не только заботиться о семье, но и «вернуть ей ее достоинство, статус как активного субъекта политики».
Семья как «активный субъект» играет определяющую роль в вопросах воспитания и образования. Для российских участников встречи, среди которых было несколько православных священнослужителей, важно было услышать рассказ Р. Формигони о системе преподавания религии в школах Ломбардии. По его словам, все школьники – от 6 до 16 лет – имеют возможность изучать религию один час в неделю. Эти занятия, которые ведут или священники, или направленные церковью миряне, являются факультативными, граждане сами выбирают, учить ли религии детей. Таким образом «гарантируется межрелигиозный мир, абсолютная свобода исповедовать другую религию или не исповедовать никакой», подчеркнул лидер Ломбардии. Он убежден, что светский характер государства не противоречит возможности религиозного обучения. Было упомянуто также о католических школах, которые не имеют финансовой помощи от государства.
Р. Формигони считает, что один час религии в неделю – это очень мало для того, чтобы постичь христианство. Однако даже этот минимум «препятствует полной дехристианизации страны» в период «галопирующей секуляризации». Кроме того, он отметил, что «христианство невозможно только изучать по книгам – им надо жить, воплощать в практических делах, узнавать его через свидетельство христианского сообщества».
С христианской заботой о семье в Ломбардии во многом связана и экономическая политика. Р. Формигони является известным поборником принципа субсидиарности, который он называет «фундаментальным принципом современной справедливой политики». Как кратко сформулировал выступавший суть субсидиарности: государство должно не мешать гражданам делать то, что они могут сами, но обязано помогать там, где им трудно справиться. Этот принцип позволяет уравновесить свободу предпринимательства и справедливое общественное распределение. Президент Ломбардии подчеркнул, что принцип субсидиарности сформулирован в социальном учении Католической Церкви и внедрен в европейскую политическую культуру. Он рассказал далее о том, как этот принцип реализуется в социально-экономической жизни Ломбардии. В частности, бюджетная поддержка развивающегося производства и бизнеса позволила властям добиться почти полной занятости населения. Особенно лидер Ломбардии гордится высоким процентом женской занятости: почти 60% женщин работают. Поскольку им предоставлена возможность выбирать разную степень занятости, характер и место работы, поощряется работа на дому, ведение домашнего хозяйства считается социально значимым – все это благотворно влияет на семью, т.к. перед женщиной не стоит жесткая альтернатива – работа или семья.
Государственная поддержка гражданской инициативы позволяет реализовать субсидиарность и на международном уровне. Так, бюджет Ломбардии финансирует проекты некоммерческих общественных организаций, направленные на помощь развивающимся странам. Таким образом, Ломбардия самостоятельно опекает 50 стран.
Человек как цель и приоритет для властей – эту тему Р. Формигони раскрыл и на примере развития системы здравоохранения в Ломбардии. За последние 10 лет основные качественные характеристики этой системы значительно улучшилось, пакет обязательных медицинских услуг вырос в три раза, удалость свести к минимуму списки ожидающих операции или другой плановой медицинской помощи. Вместе с тем, правительство обращает внимание не только на профессиональную подготовку медицинского персонала, но и их «моральную готовность оказывать помощь людям».
Завершая встречу, А. Архангельский спросил: «Чего современная Европа ждет от России?» По словам Р. Формигони, радуясь по поводу крушения коммунизма в Восточной Европе, Западная Европа не заметила наступления «внутреннего опустошения». Сейчас в Европе все больше нарастает трагедия, о которой говорил кардинал Ратцингер, -- «ненависть к самим себе, неприятие себя». Эту тенденцию итальянский политик объясняет забвением христианских корней Европы, что проявилось в обсуждении Европейской конституции. «Оказалось, что страны Евросоюза не хотят об этом говорить. Как будто можно свести конституцию Евросоюза только к законам, параграфам, юридическим тонкостям, как будто так важно говорить о длине огурца, дуге банана…», -- комментировал Р. Формигони. В этих условиях Европа явно нуждается в России, которая является «глубоко европейским образованием». «Мы должны осознавать ваш вклад в создание христианских корней Европы, в христианскую культуру. Европа нуждается в русском сердце, в дыхании двумя легкими», – подчеркнул политик, добавив, что в Европе есть «мощная католическая традиция», которая имеет потенциал возрождения.
Отзываясь на выступление Р. Формигони, о. Александр Макаров согласился, что христианин должен занимать активную общественно-политическую позицию. «У нас многие верующие считают, что политика – это грязное дело, ее делают люди с грязными руками. А мы, мол, люди Божьи, далеки от этого. Но, говоря так, мы отказываемся от заповеди Творца: хранить и возделывать рай. Долг христианина – заботиться об обществе. Верующий человек, если он не посвятил себя монашеской жизни, не имеет права устраняться от участия в общественной жизни. Однако, участвуя в политической жизни, христианин должен думать об ответственности, и в первую очередь – даже не перед своими избирателями, а перед Богом. Потому что главная мотивация для христианина, идущего в политику – это мотив жертвенного служения. Поэтому христианин в миру обязан заниматься политикой», – сказал представитель ОВЦС. Кроме того, для него выступление итальянского лидера свидетельствовало о тех «свободных условиях, в которых живет Церковь в Италии». «Мы об этом только можем мечтать», добавил он. Религиозное образование в светской Италии – довод в пользу того, что подобный вариант возможен и в России, с той разницей, что Русская Православная Церковь предлагает ввести не вероучительный, а культурологический предмет, подчеркнул о. Александр. «Мы хотим, чтобы наше образование в этом смысле соответствовало уровню светскому, цивилизованному, европейскому», – заключил он.
Юлия Зайцева, Благовест-Инфо
Роберто Формигони родился на севере Италии в 1947 г. После окончания философского факультета в Миланском католическом университете учился на факультете политической экономии в Сорбонне (Париж). Избран в Европейский парламент в 1984 г.; в 1989-1994 гг. был заместителем председателя Европейского парламента. С 1995 г. по настоящее время является президентом области Ломбардия (население – 10 млн.), трижды избирался на этот пост. В 2006 г. избран в сенат Итальянской Республики. Является активным членом католического движения «Comunione e Liberazione».
Представляя участникам встречи Роберто Формигони, Александр Архангельский отметил, что этот политик «не только не скрывал своих христианских воззрений в светском государстве, но и посвятил себя служению Богу… в мире, который не очень расположен к христианству».
Свое политическое кредо Роберто Формигони формулирует словами Папы Пия XI: он так же считает политику «необходимой формой милосердия». Живя в мире, христианин не имеет права вести «стерильный» образ жизни, отгораживаться от политики, считает Р. Формигони . По его словам, тот, кто пренебрегает «устройством земной жизни, человеческого общежития», «идет против собственной веры». Лидер Ломбардии не питает иллюзий о «христианизации политики» в современной Европе. Его опыт свидетельствует: «Политик-христианин должен знать, что он окажется в меньшинстве». Однако такой политик все равно должен ставить перед собой задачу добиваться принятия таких законов, которые бы могли «улучшить жизнь людей».
Р. Формигони рассказал, что стал профессиональным политиком в зрелом возрасте: в 37 лет он был избран в Европарламент. До этого он занимался католическими и общественными движениями. Интерес к политике у него возник «из общей заинтересованности в человеке, что так важно в христианстве». «Многие годы я учился в духе открытого христианства, и я искренне верю: живое, открытое христианство – это дверь в мир», – сказал итальянский деятель.
По его мнению, светскость не стоит жестко противопоставлять христианству. Он напомнил, что само понятие светского, мирского возникает внутри христианства, когда Сам Господь говорит: «Отдайте Богу Богово, а кесарю – кесарево», употребляя эти разные понятия в одном контексте. Р. Формигони убежден, что «светскость государства должна проявляться в уважении выбора каждого гражданина», а одна из главных задач христианского политика – способствовать созданию в обществе таких условий, чтобы «каждый человек мог наиболее полно выразить себя, имея право на выбор и на ошибки».
В Ломбардии считают, что в центре современной политики не должно стоять государство: «государствоцентричной концепции мы противопоставляем политику, в центре которой – человек и его право выбора», – отметил президент одной из крупнейших областей Италии.
Приоритетом государственной политики, направленной на развитие человека, для Р. Формигони является семья. Итальянский политик известен тем, что отстаивает ценность института традиционной семьи в современной Европе. Р. Формигони признает, что семья как «важный общественный институт» переживает в последнее время кризис. Это связано и с демографическими проблемами: «невероятным старением» европейского общества, уменьшением числа детей; и с атаками на традиционную семью сторонников иных союзов, которые также претендуют на звание семьи; и с ростом числа иммигрантов, которые привносят в европейское общество свои представления о семье.
В Ломбардии к этим проблемам подходят практически. За время президентства Р. Формигони разработана целая система мер, которая ставит семью «в центр правительственной политики». По его словам, «семья у нас считается субъектом политики». Важно, что вся политика в отношении семьи формируется не сверху, а снизу: семейные ассоциации вносят свои предложения, правительство советуется с ними, рассмаривает их инициативы, учитывает их нужды, которые они сами формулируют. Правительство финансирует «огромное количество» семейных проектов: так, за последние годы бюджетную поддержку в Ломбардии получили около 5 тыс.проектов, связанных с учреждением детских садов, помощью пожилым людям, образованием и т.д. Таким образом политики могут не только заботиться о семье, но и «вернуть ей ее достоинство, статус как активного субъекта политики».
Семья как «активный субъект» играет определяющую роль в вопросах воспитания и образования. Для российских участников встречи, среди которых было несколько православных священнослужителей, важно было услышать рассказ Р. Формигони о системе преподавания религии в школах Ломбардии. По его словам, все школьники – от 6 до 16 лет – имеют возможность изучать религию один час в неделю. Эти занятия, которые ведут или священники, или направленные церковью миряне, являются факультативными, граждане сами выбирают, учить ли религии детей. Таким образом «гарантируется межрелигиозный мир, абсолютная свобода исповедовать другую религию или не исповедовать никакой», подчеркнул лидер Ломбардии. Он убежден, что светский характер государства не противоречит возможности религиозного обучения. Было упомянуто также о католических школах, которые не имеют финансовой помощи от государства.
Р. Формигони считает, что один час религии в неделю – это очень мало для того, чтобы постичь христианство. Однако даже этот минимум «препятствует полной дехристианизации страны» в период «галопирующей секуляризации». Кроме того, он отметил, что «христианство невозможно только изучать по книгам – им надо жить, воплощать в практических делах, узнавать его через свидетельство христианского сообщества».
С христианской заботой о семье в Ломбардии во многом связана и экономическая политика. Р. Формигони является известным поборником принципа субсидиарности, который он называет «фундаментальным принципом современной справедливой политики». Как кратко сформулировал выступавший суть субсидиарности: государство должно не мешать гражданам делать то, что они могут сами, но обязано помогать там, где им трудно справиться. Этот принцип позволяет уравновесить свободу предпринимательства и справедливое общественное распределение. Президент Ломбардии подчеркнул, что принцип субсидиарности сформулирован в социальном учении Католической Церкви и внедрен в европейскую политическую культуру. Он рассказал далее о том, как этот принцип реализуется в социально-экономической жизни Ломбардии. В частности, бюджетная поддержка развивающегося производства и бизнеса позволила властям добиться почти полной занятости населения. Особенно лидер Ломбардии гордится высоким процентом женской занятости: почти 60% женщин работают. Поскольку им предоставлена возможность выбирать разную степень занятости, характер и место работы, поощряется работа на дому, ведение домашнего хозяйства считается социально значимым – все это благотворно влияет на семью, т.к. перед женщиной не стоит жесткая альтернатива – работа или семья.
Государственная поддержка гражданской инициативы позволяет реализовать субсидиарность и на международном уровне. Так, бюджет Ломбардии финансирует проекты некоммерческих общественных организаций, направленные на помощь развивающимся странам. Таким образом, Ломбардия самостоятельно опекает 50 стран.
Человек как цель и приоритет для властей – эту тему Р. Формигони раскрыл и на примере развития системы здравоохранения в Ломбардии. За последние 10 лет основные качественные характеристики этой системы значительно улучшилось, пакет обязательных медицинских услуг вырос в три раза, удалость свести к минимуму списки ожидающих операции или другой плановой медицинской помощи. Вместе с тем, правительство обращает внимание не только на профессиональную подготовку медицинского персонала, но и их «моральную готовность оказывать помощь людям».
Завершая встречу, А. Архангельский спросил: «Чего современная Европа ждет от России?» По словам Р. Формигони, радуясь по поводу крушения коммунизма в Восточной Европе, Западная Европа не заметила наступления «внутреннего опустошения». Сейчас в Европе все больше нарастает трагедия, о которой говорил кардинал Ратцингер, -- «ненависть к самим себе, неприятие себя». Эту тенденцию итальянский политик объясняет забвением христианских корней Европы, что проявилось в обсуждении Европейской конституции. «Оказалось, что страны Евросоюза не хотят об этом говорить. Как будто можно свести конституцию Евросоюза только к законам, параграфам, юридическим тонкостям, как будто так важно говорить о длине огурца, дуге банана…», -- комментировал Р. Формигони. В этих условиях Европа явно нуждается в России, которая является «глубоко европейским образованием». «Мы должны осознавать ваш вклад в создание христианских корней Европы, в христианскую культуру. Европа нуждается в русском сердце, в дыхании двумя легкими», – подчеркнул политик, добавив, что в Европе есть «мощная католическая традиция», которая имеет потенциал возрождения.
Отзываясь на выступление Р. Формигони, о. Александр Макаров согласился, что христианин должен занимать активную общественно-политическую позицию. «У нас многие верующие считают, что политика – это грязное дело, ее делают люди с грязными руками. А мы, мол, люди Божьи, далеки от этого. Но, говоря так, мы отказываемся от заповеди Творца: хранить и возделывать рай. Долг христианина – заботиться об обществе. Верующий человек, если он не посвятил себя монашеской жизни, не имеет права устраняться от участия в общественной жизни. Однако, участвуя в политической жизни, христианин должен думать об ответственности, и в первую очередь – даже не перед своими избирателями, а перед Богом. Потому что главная мотивация для христианина, идущего в политику – это мотив жертвенного служения. Поэтому христианин в миру обязан заниматься политикой», – сказал представитель ОВЦС. Кроме того, для него выступление итальянского лидера свидетельствовало о тех «свободных условиях, в которых живет Церковь в Италии». «Мы об этом только можем мечтать», добавил он. Религиозное образование в светской Италии – довод в пользу того, что подобный вариант возможен и в России, с той разницей, что Русская Православная Церковь предлагает ввести не вероучительный, а культурологический предмет, подчеркнул о. Александр. «Мы хотим, чтобы наше образование в этом смысле соответствовало уровню светскому, цивилизованному, европейскому», – заключил он.
Юлия Зайцева, Благовест-Инфо
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522