«Континент Сибирь»: Птицеводство на взлете

14 Апр 2008, 10:39

Сибирский рынок птицеводства — отрасль с большой плотностью и высокой конкуренцией. Как утверждают эксперты, объемы производства наконец достигли того уровня, к которому стремились больше десяти лет. При этом рентабельность мясного и яичного птицеводства по сей день ставит отрасль на грань выживания.

Сибирский рынок птицеводства — отрасль с большой плотностью и высокой конкуренцией. Как утверждают эксперты, объемы производства наконец достигли того уровня, к которому стремились больше десяти лет. При этом рентабельность мясного и яичного птицеводства по сей день ставит отрасль на грань выживания.

По утверждению генерального директора ООО «Птицефабрика «Сибирская губерния» Александра Сычева, динамика развития рынка птицеводства в СФО сравнима только с Белгородской областью, оставляя позади все остальные регионы России. Лидером по производству яйца и мяса птицы в Сибири является Новосибирская область, которая находится на пятом месте по всей России и производит около 1/4 всей птицеводческой продукции в СФО. В 2007 году производство яйца здесь превысило показатели 1990 года почти в два раза (1 млрд 47 млн к 630 млн штук яйца соответственно). Объемы производства мяса также выросли, хотя и несколько меньше (33,4 тыс. тонн в этом году к 33 тыс. в 1990 году). «И это при том, что в то время птицеводческих хозяйств насчитывалось 27, а сейчас их всего 12 — по разным причинам в те годы хозяйства погибли», — подчеркивает президент «Новосибптицесоюза» Александр Коротаев. Близкие показатели в других регионах СФО. В Омской области за прошлый год птицеводческими предприятиями произведено 524,7 млн штук яиц и 29,1 тыс. тонн мяса птицы, или соответственно 107,5% и 114,6% к уровню 2006 года. В Красноярском крае эти показатели составили 57 тыс. тонн мяса (первое место в СФО), что выше уровня 2006 года на 2,5%, и 629,7 млн штук яиц (прирост тот же).

«Поголовье птицы у нас составляет почти 6,5 млн голов, из них 4,6 млн — на яичных птицефабриках, остальное — мясная птица, — рассказал начальник управления сельского хозяйства Новосибирской области Георгий Иващенко. — В прошлом году мы прибавили 4,5% к поголовью (3% яичных и 8% мясных кур). Причем вся произведенная продукция реализуется без проблем». Из произведенной продукции в области остается только 50%, остальное вывозится за пределы. Рынок сбыта для новосибирских предприятий — почти вся Сибирь (прежде всего Алтай, Кемерово и Томск, где до недавних пор птицеводство было развито несколько слабее, чем в других сибирских регионах), а также Читинская, Амурская области, Якутия и Дальний Восток.

Более эффективное, чем раньше, ведение производства на большинстве сельхозпредприятий эксперты связывают с приходом туда частных инвесторов. «Объединение производств мяса птицы в холдинговые структуры позволяет оптимизировать логистику, снижать издержки на персонал, производство, а также вести эффективную ценовую политику с ритейлерами», — поясняет замначальника аналитического управления ГК «Регион» Константин Гуляев. По его словам, эта тенденция характерна для российского рынка сельхозпроизводства в целом как минимум последние 4–5 лет.

В настоящее время в Сибири почти не осталось птицефабрик, принадлежащих государству. Одним из первых птицепредприятий, на которое зашли частные инвесторы, стала Новосибирская птицефабрика, сейчас на ее базе основан холдинг, куда входит, в частности, томская птицефабрика «Межениновская». В Новосибирске последние две фабрики были проданы в 2007 году («Евсинскую» приобрел Андрей Шимкив, который до этой сделки уже владел несколькими сельскохозяйственными предприятиями в области, покупку фабрики «50 лет СССР« также связывают с его именем, хотя официально ее новым собственником является некое ООО «Пермь-Агро»). В результате из убыточных предприятий сибирские птицефабрики превратились в приносящие прибыль — та же «Евсинская», в 2006 году работавшая с убытком, в 2007-м получила 30 млн рублей.

Впрочем, продажа птицефабрик — всегда проблемное мероприятие. В Красноярском крае до сих пор не решен вопрос с продажей птицефабрики «Заря». Участники рынка утверждают: до тех пор, пока не повысится рентабельность, птицеводство не станет инвестиционно привлекательным. К тому же не все инвесторы разумно подходят к развитию агрохолдингов, утверждают участники рынка. «Объединение предприятий можно производить по-разному, — говорит гендиректор ООО «Птицефабрика «Сибирская губерния« Александр Сычев. — У нас структурированная политика строительства и приобретения предприятий. Предприятия нашего холдинга работают по одной технологии и согласно общей стратегии развития. Есть другие примеры, когда скупаются многие активы, которые при этом не имеют единой стратегии и остаются разобщенными предприятиями. В итоге предприятия в таких холдингах продолжают приходить в упадок, пусть медленнее, чем раньше».
Борьба среди своих

Несмотря на то что большой объем продукции птицеводства вывозится за пределы области, сюда постоянно поступают мясо птицы и яйцо из других регионов, что обостряет конкуренцию на рынке. В 2007 году в Новосибирскую область было ввезено 82 млн яиц. Такая конкурентная ситуация отражается и на работе с ритейлом. «Рынок очень плотный, появляется много новых поставщиков, в частности, из европейской части страны, — говорит коммерческий директор ОАО «Новосибирская птицефабрика« Сергей Лесик. — Рост конкуренции ведет к снижению цен. Сложная ситуация с реализацией продукции частично зависит и от торговых сетей. Условия, на которых поставляется продукция птицеводческих предприятий, в некоторых случаях являются неприемлемыми: отсрочка платежа по поставляемым товарам, бонусы за вход в сеть, скидки и прочее». Кроме того, большинство сетей требуют почасовых поставок продукции птицеводства, сетуют участники рынка, а позволить себе это могут не все предприятия — они должны либо находиться в пределах города, либо иметь отлаженную логистику.

Впрочем, по словам Александра Сычева, федеральные игроки в сравнении с сибирскими предприятиями на местном рынке проигрывают. «Сибирские предприятия более конкурентно защищены. В отличие от федеральных компаний они меньше подвержены влиянию импорта и ориентированы прежде всего на внутреннее потребление, экспорт из регионов минимален, и продукция идет прежде всего на восток, где в ней действительно есть необходимость», — утверждает он.

Главные конкуренты Новосибирска — это Иркутская область, где работает птицефабрика «Белореченская». «Одно это предприятие от Урала до самого Дальнего Востока может на равных конкурировать со всей нашей областью», — утверждает Коротаев. Также довольно интенсивно развиваются Кемеровская (птицефабрика «Инская») и Омская область (птицефабрики «Иртышская» и «Сибирская»).

По словам экспертов, если производство свинины и мяса КРС до сих пор находится в упадке и только пытается возвратить прежние объемы, то для производителей мяса птицы этот этап позади. Благодаря росту местных предприятий сокращается поступление на территорию СФО импортного мяса птицы. По мнению Александра Печерского, преимущество местных производителей появилось в тот момент, когда «вошло в моду» охлажденное мясо птицы — производить его могут только местные предприятия. Александр Коротаев уточняет: «Не все зависит от производителя. Многое зависит от политики правительства и других факторов. Вступление в ВТО тоже трактуется неоднозначно. Если откроются границы и импорт хлынет на наш рынок, то мы вряд ли сможем конкурировать. Там все сельскохозяйственное производство дотируется (так называемая скрытая дотация), а у нас помощи от государства практически нет. Мясо стоит на границе 50–60 центов, а себестоимость нашего производства — 50–60 рублей. Как мы можем с ними конкурировать, если такая дешевизна? То же самое с производством яйца».

На грани выживания

Несмотря на бурное развитие отрасли, рентабельность производства птицеводческой продукции все еще очень низкая. В целом по России рентабельность мясного птицеводства составляет порядка 15%, яичного — 8–10%. Такой уровень окупаемости практически не позволяет птицепредприятиям развиваться. «Считается, чтобы более или менее можно было работать, нужно иметь рентабельность не менее 20%, — утверждает Александр Коротаев. — Поэтому не остается свободных денег на модернизацию, и мы это ощущаем».

Хуже всего обстоят дела с производством яйца. По словам экспертов, связано это прежде всего с тем, что яичное производство требует применения более сложной технологии. Начальник управления сельского хозяйства Новосибирской области Иващенко отмечает: «По итогам прошлого года все птицефабрики сработали с прибылью, но в мясном птицеводстве рентабельность, конечно, значительно выше. Сама технология содержания птицы и производства мяса птицы значительно проще, чем производства яйца, и требует меньше затрат».

«Практически на всех птицефабриках, занимающихся производством яйца, требуется замена устаревшего технологического оборудования, что позволит рационально использовать площади и сократить затраты на единицу продукции, установив 4–5-ярусное клеточное оборудование, — поясняют в администрации Красноярского края. — Большая закредитованность хозяйств и недостаточное количество оборотных средств не позволяют провести реконструкцию и модернизацию в короткие сроки. Для изменения ситуации в отрасли птицеводства принимаются меры по компенсации части затрат за приобретенное технологическое оборудование. Хозяйствам предлагается участие в реализации Государственной программы для проведения строительства, реконструкции и модернизации корпусов для содержания и выращивания птицы».

При должном уровне оборудования, утверждают эксперты и участники рынка, можно повысить эффективность в несколько раз. Поэтому почти все участники рынка на вопрос о планах по реконструкции производства уверенно отвечают, что такие планы на ближайшее будущее есть.

Например, генеральный директор омской птицефабрики «Сибирская» рассчитывает, что после проведенной в 2008 году модернизации объемы производства предприятия увеличатся в 2,5 раза. Птицефабриками ООО «Сибирская Губерния» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» проведена реконструкция двух и строительство десяти корпусов для содержания ремонтно-маточного поголовья индюков, а также реконструкция и модернизация одиннадцати корпусов с установкой оборудования фирмы «Техна» для производства яйца и мяса птицы в ОАО «Шушенская птицефабрика».

Планирует модернизацию и Новосибирская птицефабрика, которая в настоящее время ведет переговоры с потенциальными партнерами.

Впрочем, когда речь идет о повышении цен на зерно, которое используется при изготовлении кормов для птиц, птицеводы заходят в тупик.

«Стоимость зерна подбирается к 10 тыс. за тонну (от 4 тыс. осенью), а яйцо как стоило, так и стоит, — говорит генеральный директор птицефабрики «Евсинская» Сергей Шимкив. — Мы не можем поднять цену, так как нет покупательной способности населения. Кто покупает яйцо? В основном это пенсионеры. Разумеется, мы перевооружаемся, повышая объемы производства и качество продукции. Особенно меня напрягают так называемые «замораживания« цен. О каком замораживании может идти речь, если все дорожает? Если бы установились мировые цены на яйцо, проблема была бы решена».

Все эксперты оговариваются, что о мировой цене на яйцо в России речи быть не может, во всяком случае, в обозримом будущем. Да и мясо птицы стоит слишком дешево, если учитывать его себестоимость.

По оценке Сергея Лесика, по самым оптимистичным прогнозам, к осени стоимость мяса птицы может повыситься на 5–10%. Правда, уточняет он, этот процесс не будет спонтанным, как рост цен на хлеб и подсолнечное масло, цены будут повышаться постепенно. Яйцо, как полагает Александр Печерский, подорожает примерно на столько же.

«Сегодня цена на яйцо должна быть никак не меньше 35 рублей, чтобы подойти хотя бы к рентабельности 15%, — говорит Коротаев. — И так же по мясу — цена должна быть не менее 100 рублей, а не 60. Но объективность, конкуренция на рынке не позволяет нам это сделать. Мы не монополисты. Сейчас мы занимаемся снижением себестоимости. Кроме того, сегодня мы почти в два раза сократили затраты на электроэнергию. И тем не менее главное — цена продаж».

«Заметный рост цен на фуражное зерно начался в ноябре прошлого года, — комментирует ситуацию первый заместитель председателя совета директоров «Сибирского аграрного холдинга«, депутат Новосибирского областного Совета Андрей Бакин. — С тех пор цены выросли в 1,5–1,7 раза, достигнув уровня 7–7,5 тыс. рублей за тонну. Сегодня сложно утверждать, что рост цен на фураж продолжится. Но цены вряд ли пойдут вниз в ближайшем будущем, судя по тенденциям на мировых рынках. Что касается действий, способных сдержать рост цен на зерно, то к ним теоретически можно отнести стремление сельхозпроизводителей увеличивать посевы. Чем больше будет производиться зерна, тем больше будет конкуренция, а это сдерживающий фактор в условиях роста цен на сельскохозяйственную продукцию».

Точка зрения

Рост рынка может остановиться

АЛЕКСАНДР СЫЧЕВ, генеральный директор ОАО «Сибирская Губерния»:

— В связи с ростом цен на зерно в ближайший год или два рост рынка птицеводства в СФО может замедлиться. Эта тенденция прослеживается на большинстве региональных рынков в России.

Ситуацию в стране можно назвать критической. Рост цен на зерно приводит к тому, что многие предприятия закрываются или уже закрылись. Возможность выживания в сложившейся ситуации выше у предприятий с «замкнутым циклом производства» — от выращивания зерна до выпуска конечной продукции.

Для своего развития многие предприятия вынуждены брать кредиты. Нацпроект «Развитие АПК» основан в том числе на привлечении кредитов. Но сегодня кредитные ресурсы, особенно долгосрочные, стали практически недоступны для предприятий из-за их экономического состояния.

У государства сейчас есть все необходимые рычаги, чтобы реально помочь сельхозпроизводителям. Например, увеличить ресурсы Россельхозбанка, специализирующегося на поддержке сельхозпроизводства.

Конечно, рост цен на сырье государство остановить не в состоянии, но оградить местный рынок от импортной продукции может. Это касается производства не только мяса птицы, но и другой продукции АПК — как известно, в поддержке нуждается весь животноводческий рынок в целом. Кроме того, учитывая дефицит зерна, государство должно взять на себя роль регулировщика зернового рынка. У него есть возможность обеспечить кредиты производителям, чтобы они смогли более эффективно работать.

Ирина ВОЛЬСКАЯ, «Континент Сибирь», 11 апреля 2008 г., №14 (587)





Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2024
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования
Общество с ограниченной ответственностью «Тайга инфо» внесено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов с 5 мая 2023 года