Страна без героев
21 Авг 2013, 05:10 Нация не может строиться на бесконечном самокопании и самоуничижении. Ощущение общности истории критично для общности людей, их доверия друг другу. И банкноты могут сыграть тут роль не менее сильную, чем единый учебник школьной истории. Если попросить большинство россиян подобрать ассоциацию к словосочетанию «мост и Россия», первой по популярности будет, наверное, разводящийся посреди белой ночи Дворцовый мост в Санкт-Петербурге. Активно вовлеченные в новостной поток подумают про мост Русский во Владивостоке. Эстеты-историки подумают про Александровский мост на Волге (со своими 1436 метрами долгое время бывший самый длинным в Европе) или железнодорожный мост через Енисей в Красноярске (Гран-при на Всемирной выставке 1900 года, «вершина инженерной человеческой мысли», по мнению экспертов ЮНЕСКО).

Не думаю, что кто-то подумает про Коммунальный мост в Красноярске. А между тем художники фабрики Гознак подумали. И изобразили его на купюре в 10 рублей. Он тоже не прост: на момент открытия — самый длинный автомобильный мост в Азии. Потом на купюре в 5000 тысяч рублей нарисовали «Амурское чудо» — 2599-метровый, построенный за два военных года и открытый в 1916 году, мост в Хабаровске (он же «Алексеевский», в честь наследника престола). Великие реки, а значит и великие мосты через них, безусловно — гордость России. Один только Транссиб — это 3901 мост.

Но неужели только мосты, раз их аж два на банкнотный ряд? Ладно, нет ракет, неплохо, что есть перекрывшая Енисей ГЭС, однако где тогда Спутник, где первый в мире пассажирский самолет «Илья Муромец», где атомные ледоколы, крупнейшие в мире вертолеты, первый в мире сверхзвуковой лайнер? И неужели русская история, культура, наука настолько бедны, что не выдают достаточно личностей, которыми мы можем гордиться, которые достойны быть изображенными на банкнотах российского рубля?

Моя личная позиция проста: российские банкноты должны быть портретными

Сооснователю Google Сергею Брину приписывают сравнение России с Нигерией. Если смотреть на банкноты, то это сравнение Россия явно не выдерживает. На банкнотах раздираемой коррупцией и племенными противоречиями страны, которая отсчитывает свою историю с 1963 года, нашлось место людям, которыми страна может гордиться. На российских банкнотах такого места нет. Гватемала, Доминиканская республика, Бирма, Гана, Лаос и Малави смогли найти в своей истории достойных банкнот персон. Россия — не смогла. Вы можете со мной не соглашаться, но моя личная позиция проста: российские банкноты должны быть портретными.

В современном мире существуют три системы, или если угодно, традиции, по которым отбираются для изображений на банкнотах портреты людей.

Первая — монархическая. Действующий глава государства — монарх, все деньги в стране эмитируются от имени монарха. Именно его или ее портрет изображается на банкнотах. Традиция эта — самая древняя. Первым отчеканил свой профиль на монетах персидский царь Дарий, живший в VI-V веках до нашей эры. Нынешняя британская королева Елизавета за долгие 60 лет правления была изображена на банкнотах 33 стран мира. Использовались 26 различных ее портретов — от молодой принцессы до почтенной «бабушки нации».

Но, вообще, портрет живого правителя на банкнотах — это анахронизм. Традиция выходит из моды. Монархии Северной Европы отказались от портретов королей и королев. Нет их на шведских, датских и норвежских кронах. Не было на голландских гульденах. Примечательно, что с 1970-х на британских фунтах уже изображается не только королева, но и выдающиеся британцы прошлого, Ньютон и Шекспир, Джейн Остин и Чарльз Дарвин. От королевских портретов отказываются многие страны, внешне вполне лояльные Британии. На канадских, австралийских, новозеландских долларах Елизавета остается на банкноте лишь одного номинала, а остальные украшены портретами местных важных личностей.

В современном мире отобразить себя на банкнотах отваживались только такие одиозные личности, как Ким Ир Сен, Сапармурат Туркменбаши, Саддам Хусейн и саудовский король Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд. Последний, в отличие от английской королевы, никогда не старится и в свои 89 лет смотрит на подданных молодым мужчиной. Определенные интенции в данном направлении в российской политике, конечно, есть. Но хочется надеяться. Все-таки шприц для инъекций ботокса и печатный станок — это разные вещи.

Выбор деятелей для изображения на банкнотах — всегда результат национального консенсуса

Вторая традиция — современная и республиканская. Изображать на банкнотах выдающихся политиков, сыгравших ключевую роль в становлении нынешнего государства. С китайских юаней на нас смотрит председатель Мао. С индийских рупий — Махатма Ганди. С турецких лир — Мустафа Кемаль Ататюрк. Как правило, эти персоны далеко не однозначны с точки зрения современного политкоректного и, я бы сказал, вегетарианского подхода к прошлому. У каждого не то что скелет в шкафу, а мебельный гипермаркет трупов, кровавые счета от других народов и политических оппонентов. Но выбор таких деятелей для изображения на банкнотах — всегда результат некоего национального консенсуса и исключительно внутреннее дело страны. Турки не спрашивали греков, каково их мнение об Ататюрке. ЦК КПК не согласовывало портрет Мао с правительством Тайваня или далай-ламой. С американского доллара на нас смотрит Джордж Вашингтон, и неважно, что для британцев он просто мятежник, повинный в смерти многих солдат его величества. Австрияки могут возмущаться сколько угодно, но на венгерских форинтах будет изображен Ференц Ракоци.

В истории России достаточно правителей, которые существенно влияли на ход истории страны и на то, какой наша страна стала в конечном счете. Князь Владимир — принятие христианства и становление раннего государства. Дмитрий Донской — победа над Ордой. Иван III — становление сильного Московского царства, Иван Грозный — стремительный бросок на Юг (Астрахань) и Восток (Казань, Сибирь). Петр Первый — становление современной европейской империи. Александр II — личные права и свободы. Хватает на целую серию банкнот.

При выборе таких фигур важны не исторические детали, а некое свершение, которое со школьного курса истории ассоциируется с тем или иным политиком и сидит в умах более-менее образованной части общества. Важно крещение Руси и окно в Европу, а не пристрастие Владимира и Петра к алкоголю. Важен прорыв в Сибирь, а не садизм опричнины и паранойя царя. Важно чувство национального освобождения и возрождения, а не факт сжигания Москвы через два года после Куликова поля и еще сто лет формального ига. Важна идея воли, а не половинчатый характер Великих реформ.

Важно крещение Руси и окно в Европу, а не пристрастие Владимира и Петра к алкоголю

Лично я противник возвеличивания тиранов и гордости за жертвы народа. Когда я вспоминаю трех расстрелянных прадедов и нищету, в которой жили мои деды, меня не радует факт, что Сталин мог диктовать свою волю в Ялте и Потсдаме. Но никакая нация не может строиться на бесконечном самокопании и самоуничижении. Ощущение общности истории (вернее, ее узловых моментов, ибо мало кто знает историю своей страны в деталях и в контексте) критично для общности людей, их доверия друг другу. И банкноты могут сыграть тут роль не менее сильную, чем единый учебник школьной истории (который вещь-то, в общем, хорошая, если пишется не конъюнктурно на злобу дня).

Хорошо, что не нужно обязательно прибегать с целью национального единства к историческим спорам. И тут мы подходим к третьей портретно-денежной традиции. Изображать не политиков, но выдающихся людей из области науки и искусства. Традиция эта молодая, сложно сказать точно, где именно она зародилась. Яркий пример ее — французские франки. Понятно, что бурная политическая история Франции, где что ни король/император, то тиран, а что ни премьер/министр, то коррупционер, затрудняли поиск подходящей политической фигуры для печати на банкнотах. А вот достижения французов в искусстве никто и никогда не оспаривал. Вот и красовались на франках Мольер и Гюго. Вольтер и Берлиоз. Сначала вместе с кардиналом Ришелье и Наполеоном Бонапартом. Но потом уже — без них. Зато в компании Сезана, Пастера, Эйфеля, Дебюсси, Экзюпери, четы Кюри. За французами последовали многие. Швейцарцы гордятся архитектором Ле Корбюзье. Бельгийцы — изобретателем саксофона Адольфом Саксом. Чехи — педагогом Яном Коменским. Армяне — композитором Арамом Хачатуряном. Японцы — писательницей Итиё Хигути. Мексиканцы — поэтессой Хуаной Инес де ла Крус. Именно эти люди изображены на франках, кронах, драмах, йенах и песо.

Найти подходящих персон в истории России несложно. Давайте попробуем применить жесткие рамки современной политкорректности. Постараемся отразить национальное и гендерное разнообразие выдающихся деятелей, постараемся никого не обидеть. Итак. Пушкин — наше всё, великая русская литература, нацмен. Менделеев — периодическая система и водка, которыми не брезгуют даже закоренелые русофобы. Анна Павлова — русский балет, женщина, по некоторым данным, наполовину еврейка. Шаляпин — из крестьян, певец, многодетный отец, религиозный. Шишкин — как народный художник. Малевич — как авангардист, то есть художник народу, мягко скажем, не понятный, да еще и поляк. Иван Павлов — первый русский «Нобель», любитель животных. Гагарин — первый в космосе. Курчатов — «кузькина мать». Чайковский — великий композитор, гей. Лев Толстой — аристократ, атеист, писатель.

Стоп. Последние двое по нынешним временам вполне себе тянут «на двушечку». Может, действительно лучше мосты? Как в Европе, на которую так любят у нас ссылаться.


Комментарии:
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Рубрика:

Тип публикации:


Новости из рубрики:

© Тайга.инфо, 2004-2017
Версия: 5.0

Почта: info@taygainfo.ru

Телефон редакции:
+7 (383) 3-195-520

Издание: 18+
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на tayga.info обязательна.

Яндекс цитирования